Книга: Пчелы и медицина

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МЕДА

<<< Назад
Вперед >>>

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МЕДА

В настоящее время доказано, что каждая капля меда содержит более 100 различных и весьма важных для организма веществ.

Пчелиный мед — это почти чистые глюкоза и левулеза, поэтому он является полезнейшим продуктом питания. Известно, что атлеты и спортсмены едят мед перед состязаниями или в перерывах между ними, чтобы быстро восстановить израсходованную мышечную энергию. С той же целью врачи рекомендуют мед, особенно с витаминами С и группы В, старым людям и детям, нуждающимся в быстром восстановлении сил.

Кроме глюкозы и левулезы, мед содержит ряд веществ, весьма ценных, важных и необходимых для нормальной жизнедеятельности клеток тканей и органов человека. Исключительно важную роль в жизни организма играют ферменты. Ферменты — это тот чудесный эликсир, о котором мечтали алхимики средневековья, это более совершенное и изумительное орудие организма, чем самые совершенные реактивы в руках опытного химика. Химики вызывают гидролиз крахмала, нагревая его с водой в запаянных трубках или в автоклаве до температуры 170 °C, но значительно легче это делает фермент слюны — птиалин. Омыление жира происходит при высокой температуре (более 100°) — при кипячении жира с щелочами, тогда как в организме это совершается под влиянием фермента липазы при температуре тела. Член-корреспондент Академии наук СССР проф. В. Н. Букин пишет: «Без ферментов организм погиб бы от истощения даже при избытке самой питательной пищи, так как она не могла бы быть усвоена…».

Какие ничтожно малые количества фермента необходимы для активного ферментативного действия, можно представить себе на примере пероксидазы, выделенной академиком А. Н. Бахом из хрена и оказавшейся активной даже в разведении 1:200 000 000.

Пчелиный мед содержит следующие ферменты: диастазу, инвертазу, каталазу, пероксидазу, липазу. По содержанию ферментов мед занимает одно из первых мест среди продуктов питания. Диастаза (или амилаза) активно осахаривает крахмал и декстрин, инвертаза превращает свекловичный и тростниковый сахар в глюкозу и левулезу, каталаза разлагает перекиси.

Известный ученый Енох Цандер, как и другие исследователи, исключительные свойства меда объяснял наличием в нем ферментов. Он считал, что «ферменты изменяют мертвую смесь веществ, приносимых лётными пчелами в улей, соответственным образом в живое вещество, которое потом и вне тела пчелы производит работу».

Доктор Анна Маурицио — сотрудник отдела пчеловодства швейцарской сельскохозяйственной опытной станции — также считает, что ферментативные процессы не прекращаются и после того, как пчелы запечатают мед в сотах, эти процессы продолжаются и во время хранения его. В Швейцарии в одном старом доме был найден мед, собранный пчелами еще в 1895 г. Меду было уже примерно 60 лет, когда сделали анализ и хроматограмма оказалась точно такой, какую ожидали: на ней были видны яркие пятна фруктозы и глюкозы, а также следы негидролизованной сахарозы и типичные пятна группы мальтозы и олигосахаридов.

По данным ряда авторов, мед содержит алюминий, барий, бериллий, ванадий, висмут, галлий, германий, железо, золото, калий, кальций, кобальт, кремний, литий, магний, марганец, медь, молибден, натрий, никель, радий, свинец, серебро, стронций, титан, фосфор, хром, цинк, цирконий. Установлено, что минеральный состав различных сортов меда зависит от почвы, на которой произрастают цветущие медоносные растения, из цветков которых пчелы извлекают нектар. Нами было замечено, что в пчелином меде содержание минеральных веществ (калий, натрий, кальций, магний, железо, хлор, фосфор, йод, сера) почти такое же, как и в сыворотке крови человека.

Значение минеральных солей для организма человека и животных велико. Эксперименты показали, что при кормлении пищей, в которой отсутствовали минеральные соли, хотя в ней и имелся избыток белков, углеводов, жиров и витаминов, подопытные животные погибали. А. Войнар указывает, что микроэлементы и минеральные вещества, встречающиеся в организме в незначительных концентрациях, играют исключительно важную биологическую роль, так как благодаря взаимоотношению с рядом ферментов, витаминов и гормонов влияют на возбудимость нервной системы, на тканевое дыхание, процессы кровообразования и т. д. В связи с возрастными изменениями обмена веществ колеблется уровень содержания в крови и в органах таких важных в биологическом отношении микроэлементов, как медь, марганец, кобальт, никель, цинк и др. В таких случаях введение этих элементов с пищей, в частности с медом, особенно важно.

Пчелиный мед богат также и органическими кислотами — яблочной, винной, лимонной, молочной, щавелевой.

Енох Цандер писал: «О природе кислот в меде раньше говорилось много вздорного. Так, существовало общее убеждение, что будто бы кислотность эта обусловливается присутствием муравьиной кислоты, которую пчелы перед запечатыванием меда вносят посредством жала из ядовитых железок в самый мед для его консервирования. В меде находятся преимущественно органические кислоты и прежде всего яблочная, лимонная, винная, щавелевая».

В пчелином меде содержатся также витамины, белки, ацетилхолин, гормональные, антибиотические, фитонцидные и другие весьма ценные для организма вещества.

Академик В. П. Филатов высказал мнение, что пчелиный мед содержит биогенные стимуляторы, то есть вещества, повышающие жизнедеятельность организма.

В ботаническом саду Львовского государственного университета проведены интересные опыты, показавшие, что пчелиный мед содержит ростовые, вещества — биосы. Ветки, отделенные от дерева, после обработки водным раствором меда, будучи высажены в землю, быстро укоренялись и нормально росли.

Поскольку рациональное и лечебное питание строится таким образом, чтобы в рационе преобладали щелочные элементы, так как накопление свободных кислот в организме ведет к физиологическим расстройствам, уменьшающим его сопротивляемость, мед как продукт питания с потенциальной щелочностью имеет большое значение. Причем в темных сортах меда содержится больше минеральных солей, чем в светлых, и благодаря этому они имеют более высокие показатели щелочности.

В литературе по пчеловодству часто встречаются разноречивые указания относительно содержания витаминов, в частности, витамина С в пчелином меде. В. Ю. Некрасов утверждает: «В местностях, где плоды и овощи не произрастают (Арктика, Крайний Север), мед с успехом употребляют как противоцинготное средство» (подчеркнуто нами — Н, И.).

Такое утверждение не соответствует действительности.

Гуго Глязер, В. В. Ефремов и другие указывают, что англичанин Старк, окончивший Лейденский университет в 1767 г., близкий друг известного американского государственного деятеля и ученого Вениамина Франклина, вызвал у себя экспериментальную цингу, питаясь в течение шести месяцев пищей из меда и мучных изделий.

А. Ф. Фольц уверяет, что в меде «витамины отсутствуют». Такое заявление также не соответствует научным данным.

Витаминному составу пчелиного меда посвящено немало фундаментальных трудов советских и зарубежных ученых. Известно, например, что для того, чтобы обеспечить организм человека дневной дозой витамина С, потребовалось бы съесть не менее 2–3 кг меда, что, разумеется, недопустимо.

Согласно исследованиям отечественных и иностранных авторов, в меде обнаружены следующие витамины: B1 (аневрин), В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота), Вс (фолиевая кислота), В6 (пиридоксин), Н (биотин), К (филлохинон), С (аскорбиновая кислота), Е (токоферол), каротин (провитамин А). Содержание витаминов в меде в основном зависит от содержания в нем цветочной пыльцы. Опыты показали, что удаление цветочной пыльцы фильтрованием почти полностью лишает мед витаминов.

Пчелиный мед признан также высококалорийным продуктом питания: 1 кг меда содержит от 3 150 до 3 350 калорий в зависимости от содержания в нем воды.

Консервирующие, обеззараживающие и противоплесневые свойства меда

Были издавна известны и другие свойства меда, которые позволяли употреблять его для консервирования свежего мяса. Еще Ибн Сина почти тысячу лет назад указывал, что мед обладает особыми свойствами «препятствовать гниению и порче мяса».

Древние греки и римляне для консервирования, свежего мяса и дичи также применяли пчелиный мед. Законсервированное медом мясо не только оставалось свежим, но и не изменяло своего естественного вкуса.

Полтора века тому назад (1808) П. Сумароков писал: «Мед имеет удивительное свойство предохранять от испорченности соки растений, коренья, цветы, плоды и даже самое мясо. Почему жители острова Цейлона изрезывают в куски мясо животных, обмазывают их медом и кладут в древесные дупла на аршин от земли вышиною, затыкают дупло ветвями того же дерева, оставляют так иногда на целый год, и по прошествии сего времени находят мясо сие совершенно невредительным и получившим еще лучший вкус».

Древние египтяне и греки применяли пчелиный мед и для консервирования трупов. Известно, что тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в мед для предотвращения разложения тканей во время долгого пути по азиатским пустыням.

В небольшой, но интересной книге Н. М. Сыровой[10]читаем: «Мухаммед Мумин, составитель авторитетной в средние века фармакопеи медицины «Тухфатул мумин» («Подарок правоверным»), писал: «В древние времена было принято мумифицировать трупы, чтобы надолго сохранить их от гниения. Тело умершего обрабатывалось мумиё, медом, смолой, дегтем и другими веществами».

Далее читаем: «Учитель Авиценны Мухаммад Тахир указывал, что в Риме внезапно погибших людей помещали в сосуд, где они долгое время сохранялись. Труп пропитывался цикутой (уксусом) в смеси с медом».

Арабский врач и путешественник XII столетия Абд-аль-Латифа нашел в одной из знаменитых Гизехских пирамид плотно закупоренный сосуд с медом, в котором находился вполне сохранившийся труп младенца.

Болгарский исследователь Ст. Младенов в 1963 г. для изучения консервирующих свойств пчелиного меда взял 5 сортов: липовый, акациевый, луговой (луговых цветов), полевой (полевых цветов), балканский (горных цветов), хранившиеся после сбора от 1 года до 3 лет. В плоских специальных стеклянных чашках помещали мед, а над ним — зерна фасоли и семена ячменя, пшеницы, ржи, кукурузы или свежие животные продукты, рыбу (речную и декоративную), куриные яйца, лягушек (водных) и змей и т. д. Чашки с содержимым в закрытом виде хранили при комнатной температуре. Для контроля ставили опыт с искусственным медом (40 % глюкозы, 30 % левулезы в физиологическом растворе). После хранения в течение 1 года семена макроскопически (невооруженным глазом) сохранили свежий вид и имели высокую всхожесть. В контроле же всхожесть отсутствовала. Почки, печень, рыба, змеи и куриные яйца после 4 лет хранения в меде сохранили нормальный свежий вид и запах. Посевы на питательных средах дали отрицательный результат. В контроле у тех же продуктов обнаруживались признаки гниения на 5—8-й день.

И. А. Акобия предложил метод консервирования костных гомотрансплантатов пчелиным медом. Начиная с 1954 г. им были проделаны эксперименты с пересадкой консервированных гомо- и гетеротрансплантатов на 50 собаках (38 гомо- и 12 гетеротрансплантатов) при различных дефектах костей; результаты получены хорошие. В основном консервировались трубчатые кости на различные сроки (от 25 дней до 2 лет).

И. А. Акобия совместно с К. П. Чиковани разработал новые медовые растворы для консервации костных гомотрансплантатов. Продолжительность наблюдений над консервированными трансплантатами достигала 6 лет. Гистологическое изучение подтверждает, что, несмотря на длительное хранение консервированных тканей, морфологические структуры тканей сохраняются. Медовый раствор обновления не требует. Более чем 250 случаев костнопластических операций с хорошими клиническими результатами еще раз подтверждают, что мед обладает высокими консервирующими свойствами.

Л. С. Левина и Б. А. Цырлин считают, что консервированные ткани, полученные от трупа, лучше сохраняются и приживают, чем ткани, взятые от живого человека и не подвергшиеся консервации. Известный советский офтальмолог В. П. Филатов утверждал, что ткани, отделенные от живого организма и сохраняемые в сухом виде при температуре +2 +4 °C не умирают, а продолжают жить замедленной жизнью. Консервированные на холоду ткани донора вырабатывают вещества, которые, будучи пересажены в организм реципиента, возбуждают в нем процессы, названные В. П. Филатовым «продуктами консервации».

В глазной клинике II Московского медицинского института в 1945 г. были проведены опыты по консервации тканей в растворах цветочного меда сбора 1944 г. с содержанием влаги 21,2 % и с различной концентрацией меда. В отдельных банках с 50 % раствором меда в дистиллированной воде консервировались кожа, хрящ, глаз. При такой высокой концентрации меда кожа на 4-й день превратилась в одеревеневший комок, глаз спал, роговица помутнела. Этот опыт заставил экспериментаторов Л. С. Левину и Б. А. Цырлина снизить концентрацию меда. При проведении 10 серий опытов с концентрациями меда 10, 16, 25 и 33 % было установлено, что при длительном пребывании (5–6 месяцев) хрящи хорошо сохраняются в медовых растворах любой концентрации, а кожа и глаз — в 16 % растворе. Исследователи пишут: «Метод длительного сохранения кожи и хряща в меде внедрен нами в клинику. Хрящ, сохранявшийся таким способом по несколько месяцев, мы пересаживали в коньюнктивальный мешок после энуклеации[11]. Кожей мы пользовались для лечебных целей как в форме пересадки на дефект, так и в виде имплантации»[12].

Обеззараживающие (антибиотические) свойства меда исследователи объясняли по-разному. Итальянский врач Анжело Дубини полагал, что мед предохраняет находящиеся в нем органические вещества от гниения потому, что не только прекращает к ним доступ воздуха, но и содержит в себе муравьиную кислоту, обладающую противогнилостными свойствами. Некоторые исследователи считают, что эти свойства зависят от высокой концентрации моносахаридов (глюкозы и левулезы), а другие объясняют их комбинированным действием ферментов и моносахаридов. Обнаружены в меде фото- и термолабильные антибактериальные вещества, названные ингибиторами (от латинского — удерживать, угнетать).

По существу, антибактериальные вещества меда — продукт секреторной деятельности пчел. Искусственный мед, то есть полученный без участия пчел (см. ниже), лишен антибиотических веществ.

Б. П. Токин справедливо считает, что обычная пища пчелы — это пыльца и нектар цветов. «Образно говоря, вся пчела… это — концентраты, «консервы» цветов. Следовательно, и мед должен обладать фитонцидными свойствами».

Нас заинтересовал вопрос: обладают ли антибиотическими свойствами новые сорта меда, полученные экспрессным методом (см. ниже). Ведь новые образцы меда были получены из таких веществ, как молоко, яичный белок, кровь животных и т. д., в обычных условиях служащих хорошей питательной средой для развития микробной флоры.

В лаборатории кафедры микробиологии Киевского медицинского института мы совместно с проф. М. П. Нещадименко и ассистентом кафедры А. П. Мороз изучали антибиотические свойства десяти образцов меда, полученных экспрессным методом, то есть кормлением пчел искусственными смесями. Для контроля мы брали натуральный липовый мед, а также смесь 40 % глюкозы и 30 % левулезы и 0,02-процентной муравьиной кислоты в физиологическом растворе.

Из десяти образцов меда особо укажем на витаминный (№ 2), кровяной (№ 13), маммино-витаминный (№ 17), какао-молочно-яично-витаминный (№ 37). Для посевов взяты бактериальные культуры гноеродных микробов и микробов, вызывающих заболевания кишечного тракта (брюшной тиф, паратифы А и В, бактерии Бреслау, бактерии Гертнера, бактерии дизентерии Шига, бактерии дизентерии Шмитца). Бактериальную эмульсию (смыв суточных культур в физиологическом растворе) равномерно смешивали с медом. Смесь ставили в термостат при температуре 37 °C. Посевы производили через 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 дней на агар-агар, сывороточный агар и бульон. Сделано 2080 посевов. Исследования повторяли дважды и результаты совпали.

Эксперименты показали, что в средах с высокой концентрацией сахаров (глюкозы — 40 %, левулезы — 30 %) и 0,02-процентным содержанием муравьиной кислоты в физиологическом растворе указанные выше микробы в термостатных условиях давали рост. Новые образцы меда и обычный липовый мед (контроль), обладая высокими антибиотическими свойствами, подавляли рост бактерий. По сравнению с новыми образцами обычный липовый мед оказался менее бактерицидным. Эти исследования, а также хорошо сохраняющаяся коллекция 85 образцов новых сортов меда, полученных нами экспрессным методом, убеждают в том, что антибиотические вещества меда несомненно обусловлены секреторной деятельностью пчел-работниц.

В окружающем нас воздухе находится огромное количество спор плесневых грибов. В благоприятных для них условиях, то есть при наличии соответствующей температуры, влажности и питательной среды, споры быстро прорастают, образуя мицелий. Поэтому такие продукты, как мука, сахар, макароны, разные сорта варенья, джема, мягких конфет, фруктовые воды и т. д., приобретают необычный внешний вид, запах и вкус. В отличие от других пищевых продуктов мед при правильном хранении никогда не плесневеет. Так, в Египте был найден сосуд с медом в одной из гизехских пирамид и несмотря на то, что он хранился уже более 3300 лет, обладал даже свойственным меду ароматом.

В микологической лаборатории Киевского научно-исследовательского института питания научный сотрудник Ф. О. Каганова-Иойриш исследовала антимикологические свойства липового, гречишного меда и 20 образцов меда из числа полученных нами экспрессным методом. Все эти образцы были заражены десятью различными плесневыми грибами, выделенными из пищевых продуктов. Несмотря на то, что в состав меда входят белки, углеводы, витамины, минеральные и другие вещества, необходимые для жизни любой живой клетки, плесневые грибы погибли. По-видимому, мед содержит вещества, обладающие не только противомикробными, но и противоплесневыми свойствами.

Действительно, мед обладает множеством удивительных свойств. Однако у этого драгоценного дара природы есть и другая особенность — многообразие сортов.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 3.744. Запросов К БД/Cache: 3 / 0
Вверх Вниз