Книга: Что такое Африка
СОЛНЦЕ, ЛУНА И ИХ ДЕТИ
<<< Назад ХРАМЫ И ЖЕРТВЫ |
Вперед >>> ЧТО ПОЧИТАТЬ |
СОЛНЦЕ, ЛУНА И ИХ ДЕТИ
Попросим нашего уважаемого читателя пересказать или хотя бы назвать один-единственный славянский миф. Трудновато, не правда ли? Славянская мифология либо сильно сдала позиции под тысячелетней цензурой христианства, либо не была разработана и укоренена слишком уж глубоко. А теперь вспомним классический пример Древнего Египта, несколько тысячелетий питавшего мифологическими сюжетами и Ближний Восток, и всю Южную Европу.
Когда первый предок спустился с небес, он стоял на квадратном осколке неба, принявшем форму первого амбара.
Но даже в наши дни мифология многих народов африканского континента отличается чрезвычайной детальностью и весьма обширна. Нам хорошо известны мифы догонов и бамбара Мали, чьи космогонические представления о сотворении мира значительно сложнее христианских. Детально описаны мифологии готтентотов и бушменов Южной Африки, йоруба Нигерии, ганда района Великих озёр. Там, где существовали развитые государства – например, в саваннах Западной Африки, а позже в Конфедерации Ашанти и Дагомее, в городах суахили, – мифология приобретала «официальный» характер, создавался эпос, появлялись профессиональные сказители. Не исключено, что и системы мифологических представлений других народов не менее богаты, просто они до сих пор остаются незаписанными. Миф свят, а следовательно, на него налагаются такие же ограничения, как на всё священное. В отличие от сказок, мифы не являются общедоступными, их знают, сохраняют и передают избранные члены общины (старейшины, жрецы, члены тайных обществ), и уж точно закрытыми они должны оставаться для чужестранцев. Вот почему во все времена, и даже сейчас, хранители мифов не очень охотно делятся своим знанием с иностранцами, особенно вооружёнными диктофоном. Вот почему и знания об Африке во многом окутаны ореолом загадочности, подчас граничащей с сакральностью.
Один из древнейших египетских мифов – о солнечной ладье бога Ра, ежедневно идущей с Востока на Запад
Африканскую мифологию многократно пытались структурировать и подвергали различным попыткам классификации, в том числе в отечественной литературе. Это оказалось делом весьма сложным: стремление свести разнообразие к единству сильно искажает реальность, особенно на таком огромном пространстве, как африканский континент. Кроме того, какие-либо научные обобщения затрудняются тем, что мифы доходят до нас посредством записи миссионеров, путешественников или учёных, которые нередко неверно толкуют их смысл и содержание. Очень многих вопросов, на которые пытались получить ответ западные исследователи, беседуя с хранителями легенд, сами африканцы никогда себе не задавали. Например, вопрос о происхождении мира весьма нехарактерен для мифологии Тропической Африки (хотя и встречается). Мир воспринимается как данность. Мифы африканских народов, как правило, значительно более конкретны, когда рассказывают о появлении небесных светил, человека, животных или растений, женщин и мужчин, жизни и смерти, но не «мира» в целом, потому что такого понятия даже не существует в большинстве африканских языков. Интересно, что некоторые мифы о происхождении мира из водного хаоса, записанные на протяжении XX в., до боли напоминают Книгу Бытия и, весьма вероятно, были позаимствованы из рассказов христианских миссионеров.
В своих мифах африканцы одушевляют любые природные объекты вокруг себя, и все они, как правило, обладают сверхъестественной силой. Пигмеи Центральной Африки считают лес живым существом. Огонь и ветер действуют во многих мифах как весьма активные персонажи (вспомним аналогичную активность ветра, солнца и месяца в «Сказке о царе Салтане»). Солнце и Луна в представлениях африканцев тоже обладают не только душой, но и своеобразными характерами, что показывает хотя бы миф о происхождении звёзд, бытующий у народа эве в Того.
Солнце и Луна решили убить своих многочисленных детей и устроить из них себе пир. Солнце, следуя договорённости, умертвило своих детей и съело их на пиру вместе с Луной. Последняя же спрятала своих отпрысков в огромном кувшине для воды и сказала Солнцу, что все они разбежались. Теперь она позволяет своим детям выходить на улицу только ночью, когда Солнце отдыхает. Вот почему Солнце бездетно, а детей Луны – звёзды – можно видеть на небе каждую ночь.
В другой истории, принадлежащей бушменам, Луна и Солнце – два поссорившихся мужчины, первый из которых был пронзён ножом (солнечными лучами) и искромсан до такой степени, что от него остался только крошечный кусочек – полумесяц. Всякий раз он вырастает заново, и ежемесячно Солнце вновь принимается наносить свои удары.
Интересно узнать, как африканцы представляют себе Землю и её взаимодействие с небесными светилами. Но надо признать, что далеко не все народы вообще задумываются об этом, большинство известных мифологий обходит вопрос стороной. Наиболее очевидное толкование – о рождении Солнца на востоке и его ежедневной гибели на западе – бытовало в Древнем Египте, где дневное светило плыло по небу на золотой ладье. В древнеегипетских легендах богиня неба каждый вечер заглатывала Солнце, чтобы вновь родить его утром. В мифах же догонов Мали, известных своими поразительными познаниями в астрономии, Солнце, наоборот, неподвижно: догоны задолго до Коперника догадались, что Земля вращается вокруг Солнца, а также и вокруг своей оси, хотя и представляли они Землю не шаром, а подобием плоского жернова на шесте.
Боги и духи, основные объекты религиозного почитания африканцев, действуют в мифах чаще всего. Они могут как оказать помощь, так и погубить людей, в зависимости от отношения последних. Если к духам прийти за помощью – обычно это делается с помощью подводного ныряния либо восхождения на небо по высокому дереву или длинной верёвке, – они вершат справедливость и одаривают тех, кто выполняет определённые испытания. Божества или духи почти во всех африканских мифологиях являются творцами жизни на Земле, но они же и создатели смерти. Смерть, как и в библейской традиции, может быть дана в виде кары за нарушение людьми, некогда бессмертными, какого-то божественного предписания или запрета. Но в некотором смысле африканская традиция более гуманна, нежели ближневосточная: человеку всегда даётся шанс на бессмертие, который он упускает не по своей вине, а по вине хитрого змея, обманувшего создателя, или посланцев верховного божества, играющего в своеобразную игру, как в мифе народа зулу Южной Африки.
Бог послал к людям Хамелеона и Ящерицу и сказал: «Когда ты, Хамелеон, придёшь к людям, скажи им: “Вы будете умирать и возвращаться”. Ящерице он дал другое поручение: «Скажи им так: “Когда люди умрут, они исчезнут навсегда”. Хамелеон ушел первым, но, так как он двигался очень медленно, Ящерица скоро обогнала его.
Она первая нашла людей и передала им послание бога. Через некоторое время пришел Хамелеон и сказал: «Люди умрут, но вернутся». – «Мы уже слышали слова Ящерицы, что смерть станет для нас концом, – сказали люди, – а теперь является Хамелеон и говорит своё! Что за вздор!» И по сей день люди, увидев Хамелеона, засовывают ему в рот табак, чтобы Хамелеон умер, приговаривая: «Ты тащился по дороге, вместо того чтобы поспешить и прийти к нам первым». Ибо, в конце концов, лучше ведь умереть и вернуться, чем уйти насовсем.
Животные – основные персонажи африканских сказок – активно участвуют и в мифах. В представлениях африканцев они стоят выше людей по своим способностям и значительно ближе потустороннему миру богов и духов. Это представление – отголосок того самого тотемизма, о котором мы говорили в предыдущей главе. К моменту создания богами человека животные уже населяли мир. Ещё чаще они представляются древними людьми, заколдованными когда-то и за что-то рассерженными богами. Не человек произошёл от обезьяны, а наоборот: согласно мифам народа чага в Танзании, павианы переродились из людей, одичавших и бежавших жить в лес. Пигмеи также считают горилл и шимпанзе заколдованными людьми. Заяц в легендах бушменов тоже когда-то был человеком, пока боги не прокляли его за коварство, а у хауса Нигерии той же участи подвергся паук – некогда мужчина, которого лев разорвал за его хитрость. И уж по всей Африке в теле ядовитых змей живут души плохих людей, принявших змеиное обличье, чтобы и после смерти вредить соплеменникам. Например, в мифах нигерийских ибибио питоны – это перевоплощения ранее умерших дурных людей. Они живут на дне рек и озёр и топят лодки с рыбаками, требуя от человечества бесконечных жертв.
Одомашнивание животных тоже представляется африканцам процессом «наоборот»: у народа фанг в Габоне записана легенда о том, как некогда люди и животные жили все вместе, но из-за ссоры женщин между собой бог развёл их. Из зверей с человеком остались только собака и курица (иногда сюда добавляется и коза), а остальные ушли в лес и стали дикими.
В силу своего положения где-то между человеческим и потусторонним миром животные всегда служили посредниками между богом и людьми. Посланцем высших сил во многих районах Тропической Африки выступает богомол, герой множества мифов. Хамелеон и ящерица, участники уже описанного забега на жизнь и смерть, считаются дурными вестниками, которых лучше убить, зато собака почитается добрым гонцом: именно она, согласно мифам суданского народа шиллук, принесла людям огонь с небесного костра, зацепив его хвостом, обмотанным соломой. Этот миф распространён во многих районах континента – как и древние греки, африканцы огонь обычно считают похищенным у богов или иных сверхъестественных существ. В Экваториальной Африке даже считается, что огонь люди заимствовали у шимпанзе.
Особый интерес, конечно, представляют мифы о происхождении человека. Здесь Африка предоставляет нам широчайшую гамму выбора: одно только перечисление легенд о сотворении людей может занять не один десяток страниц. Самая известная в мире легенда – о сотворении богомтворцом мира из хаоса и человека «по образу и подобию своему» – тоже африканского происхождения: во всяком случае, этот библейский сюжет был записан в Египте ещё в XXII в. до н. э., задолго до появления Библии. В Тропической Африке люди обычно появляются внезапно из мира богов и духов, туда же и отправляются после смерти. Некоторые народы Восточной Африки полагают, что люди «вышли из тростника», хотя как они оказались там, мифы не объясняют. Люди появились из трещины в скале, из пещеры или глубокой норы в земле. Они спустились с неба (как и в легендах американских индейцев) или родились от священного дерева: народ гереро (Намибия) ещё недавно даже показывал это дерево путешественникам. Наконец, люди нередко материализуются из частей тела божественных существ или первопредков, которые существовали искони и сами по себе. В мифе масаев и нанди – скотоводов Кении и Танзании – говорится о старике, который жил когда-то на Земле в полном одиночестве до тех пор, пока не стал страдать от опухоли колена. Когда нарыв прорвался, из него вышли девочка и мальчик, ставшие предками всех людей на свете. Был ли этот старик богом, кем был рождён он сам и что делал, пока не состарился, легенда не сообщает – ни рассказчик, ни аудитория об этом не задумываются. Интересно, однако, что роль прародителя выполняет именно колено – совсем как у индоевропейских народов, в языках которых слова «колено» и «род, рождение» однокоренные.
Однажды охотнику по имени Нколле посчастливилось убить в лесу антилопу. Когда он начал разделывать тушу, из леса вдруг вышли неизвестные существа. Они были совершенно обнажены, и охотник увидел, что это не мужчины: на груди у них висело по два мешка. Существа с удивлением рассматривали охотника, подпоясанного шкурой. Они увидели тушу и спросили: «Что там у тебя?» Нколле ответил: «Это мясо антилопы гулунгве». – «Что ты будешь с ним делать?» – «Я буду есть его сырым». – «Если ты дашь нам кусок, мы принесем тебе огня». Нколле отдал женщинам кусок мяса, и те попросили его вернуться на другой день. Назавтра охотник снова пришел в лес, был встречен и проведён в лагерь женщин. Те поджарили на огне мясо, угостили его и попросили, чтобы он привел с собой других мужчин. Охотник, восхищённый вкусом жареного мяса, дал его попробовать друзьям, и все они захотели пойти с ним к женщинам. Каждая из них выбрала себе мужчину, и люди стали жить вместе.
Мифы истолковывают и происхождение различных человеческих категорий: мужчин и женщин, скотоводов и земледельцев, белых и чернокожих. Мифологические гипотезы в основном весьма экзотичны. Например, в Южной Африке у многих народов бытует миф о том, что мужчины и женщины когда-то жили отдельно, не подозревая о существовании друг друга; путь к сердцу мужчин, конечно, уже тогда лежал через желудок.
Мифами объясняют и социальное неравенство между народами и кастами. Согласно руандийской легенде, это неравенство создал Имана, верховный бог, сотворивший трёх братьев: Тва, Хуту и Тутси. Он дал им молоко на сохранение, которое Хуту пролил, Тва выпил, и лишь Тутси отнёсся бережно к подарку бога, за что и стал править над своими братьями. Эта легенда, придуманная, конечно, скотоводами-тутси, должна была объяснять подчинённое социальное положение пигмеев-тва и земледельцев-хуту, веками существовавшее в Руанде.
В Намибии объясняют разницу цвета кожи людей тем, что, когда их предки делили тушу первого убитого быка, негроиды-гереро съели печень и стали чёрными, а готтентотам достались лёгкие и кровь, отсюда более светлый, красноватый оттенок их кожи. А согласно верованиям народа шиллук в Судане, бог-создатель Джуок сначала принялся делать людей из белой глины, и он изготовил их довольно много, но потом от долгой работы руки его и глина стали совсем чёрными, такими получились и африканцы.
Белый цвет кожи большинством африканских мифов воспринимается как более престижный, но это позднее явление – результат знакомства с богатыми и технологически развитыми европейцами. Более архаичные легенды сохранили не зависть к белой коже, а скорее ужас перед ней. Божества в человеческом сознании всегда кардинально противопоставлены людям: в африканской мифологии белым цветом кожи обладают только они. Бог Бумба-Чемба народа конго был белокожим, и белой же краской окрашивали себя жрецы на посвящённых ему церемониях. Люди-прародители народа сенуфо (Кот-д’Ивуар) Вулона и Вулото тоже были белыми, как и духи нигерийских иджо, а сонгаи Мали считают, что богиня реки Нигер – это выходящая из воды светловолосая девушка. Изредка рождающихся в африканских деревнях детей-альбиносов тоже считали посланцами мира духов, но чаще изгоняли или убивали, чем почитали.
<<< Назад ХРАМЫ И ЖЕРТВЫ |
Вперед >>> ЧТО ПОЧИТАТЬ |
- КРЕСТ И ТОТЕМ
- ПОЛУМЕСЯЦ И СВЯЩЕННЫЙ ЛИС
- ВЕЛИКИЕ АФРИКАНЦЫ
- ИУДАИЗМ В АФРИКЕ
- ЦАРЬ И БОГ
- Супружеские пары богов в африканской религии
- Женское и мужское начала в религиях Африки
- ДУХИ И ПРЕДКИ
- ГНОМЫ И ЧУДОВИЩА
- ВО ИМЯ СВЯТОГО УХА
- ФЕТИШ И МАГИЯ
- КОЛДУНЫ И ВЕДЬМЫ
- ХРАМЫ И ЖЕРТВЫ
- СОЛНЦЕ, ЛУНА И ИХ ДЕТИ
- ЧТО ПОЧИТАТЬ
- Когда закатится солнце
- МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
- § 6. Солнце
- Дневная звезда. Рассказ о нашем Солнце
- СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯ, ЧЕЛОВЕК
- СОЛНЦЕ — ИСТОЧНИК ЖИЗНИ
- § 5. Солнце. Солнечная система
- Глава 9. Непростое Солнце
- Гранулы и пятна на Солнце
- СОЛНЦЕ И ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ
- НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОЛНЦЕМ — ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
- Вращается ли Солнце вокруг своей оси?