Книга: Битва гловальных проектов. Часть 2
Падение, раздробленность, возрождение империи. Династии Сун, Юань, Мин, Цин (II тысячелетие н. э.)
<<< Назад Великая империя. Династии Цинь, Хань, Суй, Тан (конец I тысячелетия до н. э. — конец I тысячелетия н. э.) |
Вперед >>> Закат империи, попытки колонизации (1700–1912) |
Падение, раздробленность, возрождение империи. Династии Сун, Юань, Мин, Цин (II тысячелетие н. э.)
После распада танской державы в Китае наступил период У-дай («Пяти династий и десяти царств»), в ходе которого за главенство в стране боролись различные кланы. В 960 году чжоуский военачальник Чжао Куан–инь, провозглашенный своими солдатами императором Тай Цзу, основал новую династию Сун, правление которой делится на два периода: Северная Сун (960–1126) и Южная Сун (1127–1279).
Сунские правители не стали заниматься возвращением всех утерянных в ходе смутного времени земель, так как считали своей основной задачей укрепление центральной власти и порядка в империи. Поэтому их политика «укрепления ствола и ослабления ветвей» нашла поддержку как у народа, так и у представителей правящего класса. Они упразднили наследственные должности, что стало одной из основных причин падения Тан. Кроме того, создавались параллельные структуры власти, постепенно вытеснявшие прежнюю бюрократию из политической жизни страны. Постоянная ротация чиновников дала положительные результаты. Однако именно в это время началось усиление и консолидация северных соседей китайцев, в том числе тангутов. В 1038 году их правитель Юань Хао объявил себя императором.
Постоянные войны с кочевыми северными племенами изнуряли силы Сун. К 1126 году династия была изгнана из Северного Китая и обосновалась на юге страны, где просуществовала еще 150 лет, после чего погибла под ударами монгольских орд, возглавляемых внуком Чингисхана Хубилаем. Так представитель монгольской династии Чингисидов стал китайским императором, основав новую династию — Юань.
К моменту монгольского завоевания единого Китая уже не существовало: на севере–востоке страны тунгусские племена (кидани, чжурчжэни) основали собственные царства, на северо–западе тангуты создали государство Западное Ся, а китайской оставалась только Южная Сун. Но даже феодальная раздробленность не облегчила ордам кочевников задачу завоевания страны.
Первый поход против земель, входивших когда–то в состав Великой Танской империи, монголы предприняли еще в 1207 году, вторгшись в пределы тангутского государства Западное Ся, которое окончательно было ими покорено лишь к 1227 году. При этом тангуты были поголовно уничтожены. В 1210 году началась военная кампания против империи Цзинь, чжурчжэни сопротивлялись экспансии почти 25 лет, проявив упорство и мужество, достойные уважения. В 1235 году монголы вторглись в пределы государства Южная Сун, где встретили ожесточенное сопротивление местного населения.
В этой войне погиб великий хан монголов Мункэ и взошла звезда полководческого гения Хубилая, сумевшего в результате неимоверных усилий захватить в 1276 году столицу сунцев Ханчжоу. Но и это еще был не конец: истинные патриоты своей страны, к которым, безусловно, принадлежал герой китайского эпоса Вэнь Тяньсян, отказались служить захватчикам. Предпочитая умереть стоя, нежели жить на коленях, они сопротивлялись вплоть до 1280 года.
Таким образом, на покорение Китая у монголов ушло более 70 лет. И это лишний раз доказывает тот факт, что архетипично китайцы — хорошие солдаты и искусные воины. Ведь мало кто может похвастаться столь долгим сопротивлением монгольской военной машине: мусульманские государства Средней и Передней Азии рухнули в одночасье, Великая Персия не смогла противостоять напору монгольской конницы, цветущее Закавказье сдалось на милость победителю, а Русь и Восточная Европа были покорены в течение максимум пяти лет.
Китай вновь стал единым, правда, под властью чужеземцев, которые установили свои порядки в стране, низведя китайцев до положения бесправных рабов. И только начиная с четвертого императора династии Юань Жень–цзуна («Гуманный глава рода», 1312—1320) кочевые традиции и сопротивление монгольской знати были сломлены, в государстве восстановлены конфуцианские нормы жизни, престиж образования и традиционной китайской медицины, поборы заменены налогами, вновь введены экзамены для претендентов на государственные должности, возобновлено составление исторических хроник. Таким образом, китайская культура восторжествовала над военным могуществом варваров–завоевателей.
Монгольское завоевание Китая с исторической точки зрения длилось недолго. Уже в 30–х годах XIV века начались повсеместные выступления недовольных оккупационным режимом, самым значимым из которых стало восстание «Красных повязок».
«Среди тайных религиозных учений разных толков и направлений особо популярной была мессианская идея о пришествии «Будды будущего» — Майтрейи — и начале новой счастливой эры, а также учение о свете манихейского толка. Тайное буддийское «Общество Белого лотоса» призывало к борьбе с захватчиками и формировало «красные войска» (красный цвет — символ Майтрейи)» (http://www.chinaportal.ru).
Восставшие «Красные войска» к 1350 году изгнали захватчиков из северных районов страны. В 1355 году во главе их встал выходец из крестьян Чжу Юаньчжан, который оказался талантливым полководцем, сумел консолидировать все антимонгольские силы, отвоевал в 1368 году у захватчиков Пекин и основал новую династию Мин.
Чжу Юаньчжан / Тай–цзу (родился 21 сентября 1328 года, император с 1368 года, умер в 1398–м). Младший ребенок в традиционной китайской крестьянской семье вряд ли мог мечтать о том, что когда–нибудь станет императором великой страны. Но в Китае такие прецеденты уже случались (вспомним основателя династии Хань Лю Бана). И потому у амбициозного, обладающего множеством талантов юноши были все шансы на восхождение к вершине власти. Необходимы были только терпение, вера в избранность своего пути и, безусловно, удача. Всего этого у Чунбы, так его звали в детстве, хватало с избытком.
В 16 лет он потерял всех родных во время эпидемии. Сам спасся чудом, найдя прибежище в буддийском монастыре, где обучился грамоте. Однако тот вскоре закрылся, и тогда молодой человек стал странствующим монахом, а затем примкнул к одной из многочисленных вооруженных групп, наводнявших Китай в то время. Очень скоро он стал командиром отряда, обратив на себя внимание самого Го Цзы–сиыа, лидера «Красных повязок», ведущих войну против монгольских завоевателей. Он даже выдал за Чжу Юаньчжана свою дочь Ма. Естественно, что после смерти Го Цзы–сина именно Чжу возглавил китайскую освободительную армию.
Он был хорошим и справедливым императором — сумел урезонить фанатов, возродил престиж конфуцианских норм, добился отстранения от власти всемогущих евнухов, сыгравших печальную роль в судьбе прежних династий, своими реформами способствовал развитию сельского хозяйства, ремесел и торговли. Он не боялся критики, не преследовал несогласных, пытался избегать ненужных казней и репрессий.
Рассказывают, что как–то один ученый–конфуцианец решил сказать Сыну Неба правду. Полагая, что тот после этого его сразу же убьет, он пришел во дворец, сопровождаемый своими учениками, которые несли за мудрецом гроб. Однако император внимательно выслушал его и отпустил с миром, наградив в придачу ценным дарами.
«Чжу Юаньчжан, несмотря на свое простое происхождение, был достаточно образованным человеком, сведущим в китайской исторической и философской традициях. Он хорошо знал деяния предыдущих правителей Китая, уже будучи императором, много времени посвящал изучению классических памятников философской и общественно–политической мысли. В частности, им были составлены комментарии к наиболее сложному из них — трактату «Дао дэ цзин». Свои представления об идеальном общественном устройстве он черпал, что вполне естественно, также в китайской традиции. Его идеи основывались на представлении о необходимости могущественной императорской власти, опирающейся на общины, освобожденные от гнета имущественного неравенства. Став, возможно, одним из наиболее влиятельных правителей в истории Китая, Чжу Юаньчжан предпринял небезуспешную попытку реализовать эти планы» (http://www.chinaportal. ru).
Первый император Минской династии оставил своим потомкам сильное и богатое государство. Однако в отсутствие жесткого законодательства о престолонаследии, этого бича всех азиатских монархий, после его смерти началась борьба за власть, вылившаяся в войну «Цзиннань» (1399–1402), которую вели между собой Чжу Цзяньвэнь (1398–1402), унаследовавший трон внук Юаньчжана, и Чжу Ди, сын умершего императора, младший брат отца самого Цзяньвэня и его родной дядя. Удача оказалась на стороне последнего, победитель с войсками вошел в Нанкин, а его политический противник со своей женой сгорел в огне охватившего дворец пожара (по другой версии — ушел в монастырь, после чего стал странствующим монахом).
Полководческий дар Чжу Ди / Чэн–цзу («Славный предок»), третьего императора династии Мин (родился 2 мая 1360 года, правил с 17 июля 1403 года, умер 8 августа 1424 года), девиз царствования — Юн–лэ («Долгая радость»), проявился во время войны с монголами. Им восхищались современники, его ценил отец, даровавший сыну наместничество, титул вана и город Пекин. Однако не его император Чжу Юаньчжань назначил своим преемником, а старшего сына Цзюня, который не успел стать «сыном Неба» по причине ранней кончины в 1392 году. И тогда престол унаследовал его 16–летний сын Цзяньвэнь. Юный владыка Поднебесной очень боялся своего могущественного дяди и не скрывал своей враждебности по отношению к нему. Противостояние действующего императора и принца крови закончилось гражданской войной, победой Чжу Ди и казнями всех родных и близких Цзяньвэня.
Чжу Ди, несмотря на свою жесткость, считается одним из самых великих китайских правителей, сумевшим обуздать удельных ванов и местных князьков, добиться подчинения аристократии и корпоративного чиновничества, прижать взяточников и коррупционеров, обеспечить процветание ремесел, торговли и сельского хозяйства. Именно при нем Пекин стал столицей Китая, народ превратился в монолит, а подавление религиозных сект привело к созданию надконфессиональной идеологии, объединившей в себе лучшие достижения конфуцианства, даосизма и буддизма.
Не обошла этого властителя и лихорадка первооткрывательства, охватившая в это время европейские страны. По его указанию мореплаватель Чжэн Хэ, мусульманин и евнух, осуществил несколько экспедиций, в ходе которых доплыл до берегов Америки (версия), проложил морские пути до Суматры, Явы, Цейлона, Мадагаскара и восточного побережья Африки. Воинственный Чжу Ди стремился расширить границы своего государства за счет соседних государств и племен. Не все военные акции заканчивались удачно, что приводило импульсивного владыку в ярость, сопровождающуюся инсультами, которые и стали причиной его смерти в 1424 году.
Со смертью Чжу Ди фаза благополучия в стране сменилась упадком, а временщики из числа евнухов у кормила государственной власти стали бедствием для империи. Их вопиющий непрофессионализм, безудержное казнокрадство и мздоимство никак не способствовали гармонии и процветанию державы. В 1498 году оппозиционному ученому чиновничеству удалось добиться свержения коррумпированной придворной клики. В 1506 году были начаты реформы, оздоровившие политическую и экономическую жизнь страны.
Срыв же династического цикла в очередной «хаос» начался во второй половине XVI века. Показателями кризиса как всегда были стихийные выступления народа против властей, безудержная коррупция и политическая борьба, развернувшаяся при императорском дворе. Кроме того, впервые проявилась европейская экспансия. В 1557 году на территории Китая появилось первое владение европейцев — португальская колония Макао. В 1583 году Ватикан прислал в Пекин миссионера–иезуита Матео Риччи. В 1624 году голландцы заняли Тайвань.
Народное восстание 1628–1644 годов вконец расшатало государство. Под ударами изнутри династия Мин пала. Когда вождь повстанцев Ли Цзычэн в апреле 1644 году взял Пекин, последний минский император повесился на дереве в дворцовом парке Цзиншань.
Смутой в соседнем государстве воспользовались чжурчжэни, которые к этому времени вполне оправились от карательных экспедиций монголов и сумели создать собственное государство, которое, в знак преемственности о былых завоеваниях этого народа в Китае, назвали Позднее (Хоу) Цзинь.
«В 1559 году начальником округа Цзяньчжоу назначили Нурхаци. Он сумел объединить чжурчжэней под своей властью, в 1609 году отказался посылать дань в Китай, а в 1616 году провозгласил себя ханом, назвав свою династию Позднее (Хоу) Цзинь, подчеркивая этим преемственность своей власти от прежних чжурчжэньских императоров. Нурхаци и его преемник Абаха завоевали значительную часть Китая, подчинили территории монгольских княжеств, поставили в вассальную зависимость Корею. В 1639 году Абаха провозгласил себя императором, приняв китайский титул хуанди. Он также переименовал свою династию, назвав ее Цин («чистая»). Народ чжурчжэней с этого времени получил новое название маньчжуров» (Н. Сычев. Книга династий).
К 1644 году основные очаги сопротивления китайских патриотов были сломлены, и в Пекине утвердился новый императорский дом (Цин). Однако борьба против захватчиков продолжалась еще долгие годы и закончилась лишь в 1683 году покорением Тайваня.
Захватчики–маньчжуры восприняли китайскую культуру и настолько ассимилировались, что со временем коренное население перестало считать их чужеземцами. Восстановив законность и порядок, они вывели страну на новый виток процветания, связанный с именем третьего императора этой династии, Канси.
Канси / Шэн–цзу (родился 4 мая 1654 года, император с 7 февраля 1661 года, умер 20 декабря 1722 года) стал одним из самых блистательных китайских монархов, дольше всех восседавших на троне (61 год), который он занял, будучи еще восьмилетним мальчиком. На период его правления пришлись русский раскол, буржуазная революция в Англии и казнь ее короля Карла I. Он был современником Петра Великого и шведского короля Карла XII, свидетелем начала распада Персидской империи Сефевидов и кризиса Османской Порты, появления первых масонских лож и изоляционизма сегунов из рода Токугава в соседней Стране восходящего солнца. При нем были значительно расширены границы империи, которые включали теперь Тайвань, Внешнюю Монголию, Тибет, Джунгарию, Кашгарию и часть Туркестана (ныне Синьцзян—Уйгурский автономный район), проведены реформы налогообложения и системы образования. В эпоху Канси были составлены энциклопедии и словари, упорядочены исторические хроники, опубликованы альманахи китайской поэзии. Репрессивные меры в отношении крестьянства привели к его дальнейшему закабалению, что, тем не менее, на первом этапе способствовало экономическому росту страны. Именно на время правления этого императора приходятся первые столкновения с русскими, которые к этому времени принялись активно осваивать Сибирь и Дальний Восток. В результате по Нерчинскому договору 1689 года Россия потеряла обширные земли в Приамурье.
<<< Назад Великая империя. Династии Цинь, Хань, Суй, Тан (конец I тысячелетия до н. э. — конец I тысячелетия н. э.) |
Вперед >>> Закат империи, попытки колонизации (1700–1912) |
- Китайская специфика (по теории Андрея Девятова)
- Начало истории. Династии Ся и Шан (III–I тысячелетия до н. э.)
- Династия Чжоу и раздробленность. Формирование идеологических основ государства (конец II — вторая половина I тысячелетия до н. э.)
- Великая империя. Династии Цинь, Хань, Суй, Тан (конец I тысячелетия до н. э. — конец I тысячелетия н. э.)
- Падение, раздробленность, возрождение империи. Династии Сун, Юань, Мин, Цин (II тысячелетие н. э.)
- Закат империи, попытки колонизации (1700–1912)
- Революция, завершение «хаоса», «малое процветание» (1912 год — настоящее время)
- Заключение
- 27. Биология и возрождение психоанализа
- Ежесекундное падение
- Что осталось на Земле от «империи леопарда»?
- Сколько племён в «империи леопарда»?
- Масштабы «империи»
- Империи и домены жизни
- 551. Когда было зарегистрировано первое нападение акулы на человека в американских водах?
- 8.1. Явления, связанные с падением небесных тел
- Империи и экология
- Промышленный переворот – утверждение Мировой империи
- Европа – центр Мировой империи
- Промышленный переворот – удар по Центру мировой империи