Книга: Битва гловальных проектов. Часть 2

Революция, завершение «хаоса», «малое процветание» (1912 год — настоящее время)

<<< Назад
Вперед >>>

Революция, завершение «хаоса», «малое процветание» (1912 год — настоящее время)

Последним «Сыном Неба» стал племянник замученного Гуансюя император Пу И, которому на момент восшествия на престол было всего два года.

Он так и не успел вкусить всех прелестей дворцовой жизни, так как уже в 1912 году был низложен в результате победы Синьхайской революции. Первым временным президентом провозглашенной 1 января 1912 года республики стал Сунь Ятсен, основатель партии Гоминьдан (Национальной партии), отстаивавшей идеи так называемого «государственного социализма».

Свержение монархического режима привело к обострению борьбы за власть между различными политическими партиями. На первом этапе успех сопутствовал последнему премьеру имперского Китая, а впоследствии президенту и военному диктатору Юань Шикаю (1859–1916), который незадолго до смерти провозгласил себя императором. В 1923 году к власти приходит партия Гоминьдан, которую возглавил Чан Кайши, выступавший с антикоммунистических позиций. Разногласия между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая привели к гражданской войне, которая закончилась в 1949 году победой коммунистов, провозглашением Китайской народной республики и отделением Тайваня, где закрепились чанкайшисты. В ходе гражданской войны и антияпонского сопротивления на первый план выдвинулся лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун (родился 26 декабря 1893 года, глава Китая с 1949–го, умер 9 сентября 1976 года).

Как это и прежде случалось в китайской истории, основателем новой «Красной династии» стал выходец из крестьян. Мао Цзэдун, с детства работавший на ферме своего отца в деревне Шаошань провинции Хунань, с потом тяжелого крестьянского труда впитывал традиционные конфуцианские ценности. Нельзя сказать, что он с покорностью следовал правилам традиционного семейного уклада. За упрямство и стремление к самостоятельности родитель частенько бил своего первенца, а заодно и его братьев. Но ни домашняя порка, ни телесные наказания в школе не могли смирить его буйный нрав: в возрасте 10 лет он бросил школу, а в 13 — покинул отчий дом. Его становление пришлось на бурную эпоху перемен, когда старый, феодальный Китай трещал по швам под ударами ярых националистов, доморощенных авантюристов и зарубежных сил влияния, что и сказалось на формировании его мировоззрения, представлявшего собой, по его же собственным словам, «причудливую смесь либерализма, демократического реформизма и утопического социализма».

В 1918 году будущий архитектор китайской революции и основатель КНР знакомится с марксизмом и вступает на путь революционной борьбы. Уже через три года он выдвигается в число активистов КПК, выполняет важные партийные поручения, а после заключения союза с Гоминьданом в 1923 году становится членом ЦК КПК и ЦИК Гоминьдана. Когда ему было всего 33 года, начал активно проводить свою линию -опора революции на крестьянские массы, а не на пролетариат, в период начавшейся войны с Гоминьданом, укрепившимся в городах, имела для него важнейшее значение. В 1928–м стал лидером так называемой Китайской советской республики, провозглашенной в сельских районах провинции Цзянси на юге Центрального Китая. Не привыкший сдаваться, на гоминьдановский террор он ответил «великим походом», во время которого поддерживающие его силы в 1934 году, преодолев 10 тысяч километров, перебазировались на север, в провинцию Шэньси, где Мао был избран Председателем КПК. Начавшаяся японская агрессия, а затем и Вторая мировая война на время примирили КПК и Гоминьдан, но после капитуляции Японии гражданская война была возобновлена и окончилась полной победой Мао в 1949 году.

Мао Цзэдун всегда был в большей степени китайцем, чем коммунистом и марксистом, что в полной мере отразилось в проводимой им внутренней и внешней политике. Это с европейской точки зрения некоторые его шаги могут показаться несуразными и вредными (такие кампании, как «Пусть расцветают 100 цветов, пусть соперничают 100 школ» конца 50–х, «Большой скачок» 60–х, «Великая пролетарская культурная революция»), С позиций же китайской ментальности он все делал правильно: поощрял развитие науки и пресекал его, когда это вредило общему делу, предпринимал шаги по ликвидации отсталости Поднебесной и ликвидировал тенденции, угрожающие единству народа и партии. Когда его официальный преемник Линь Бяо увлекся заигрыванием с военными, он твердо заявил, что «партия командует винтовкой, но винтовке никогда нельзя позволять командовать партией».

Мао Цзэдун объединил страну и возродил дух китайского величия. Он провозгласил приоритет общественных ценностей над личными. Установил антиимпериалистическую и антифеодальную диктатуру народа (а практически, КПК). Восстановил центральную бюрократическую вертикаль «начальники–подчиненные». Ввел иерархию 25 разрядов кадровых работников. Жестоко подавил соперников и стал основателем новой «Красной династии», царствовавшей под девизом «Освобождение и возрождение».

Сам выходец из деревни, Мао Цзэдун дополнил европейское учение Маркса концепцией построения социализма в полуколониальной и полуфеодальной стране. Свою теорию «демократической революции» и «диктатуры народа», учитывающую национальные реалии и традиции аграрного Китая, ему удалось успешно применить на практике.

После Мао власть перешла к Хуа Гофэну, который в 1976 году, то есть еще при жизни Мао, был избран Председателем КПК. Именно он отстранил от власти «Банду четырех» и положил конец «Культурной революции». Но при этом пытался проводить политику Мао Цзэдуна, что помешало собрать вокруг себя достаточное число сторонников. В итоге он был смещен со своих постов вернувшимся к активной политической деятельности Дэн Сяопином (родился 22 августа 1904 года, лидер КНР с 1977–го, умер 19 февраля 1997 года).

Если Мао был «виновником» возрождения национального самосознания китайцев, то Дэн Сяопин стал тем самым вождем, который превратил отсталую страну в реального мирового лидера. При этом, несмотря на все перипетии его политического восхождения (арест после «культурной революции» и отстранение от власти после смерти Мао), он, достигнув высших государственных постов, не опустился до низменной мести. Мао так и лежит в своем мавзолее на площади Тяньаньмэнь, оставаясь символом возрождения великой страны. Это свидетельствует не только о политическом чутье и величайшем терпении, присущем мироощущению китайцев, но и о мудрости этого уникального во всех отношениях человека. В этой связи достаточно вспомнить недавнюю российскую историю: «война» с захоронениями и памятниками отняла у страны и народа фундамент «славного исторического прошлого» и перспективы «радостного светлого будущего».

Дэн Сяопин, пришедший на смену Мао, возглавил второе поколение китайских руководителей, вернувшихся к этике конфуцианства, запустил процесс реформ, приведших Китай к процветанию. В результате «Срединная империя» стала одним из самых сильных игроков за карточным столом истории, добилась возвращения своих земель (Гонконг и Макао), заняла к сегодняшнему дню второе место в мире по уровню экономического развития.

Дэн Сяопин обратился к конфуцианскому понятию «малого процветания» («сяокан»: мир в государстве и безбедная жизнь народа). Последние годы жизни, и довольно долго, Дэн Сяопин не занимал никаких официальных государственных постов (он был лишь пожизненным председателем всекитайской ассоциации игры в бридж), но, тем не менее, до смерти оставался бесспорным правителем Китая. Мао Цзэдун был похоронен как земной император, с блеском внешней демонстрации могущества, в величественной гробнице, установленной на главной площади столицы, как бы в центре Земли. Дэн Сяопин же, завещав развеять свой прах над морем, вслед за Чжоу Эньлаем выбрал другой, не парадный, вариант похорон, символизирующий возрождение из пепла в делах его последователей.

Третье поколение китайских руководителей возглавил Цзян Цзэминь (правил с 1989 по 2003 год). Его девиз «Стабилизация и выравнивание», а главная заслуга — разработка «великой инженерии» китайского проекта: доктрины «трех представительств». Власть представляет умных, богатых и весь народ. В руководстве страной она использует закон перемен, а активность богатых и умных при пассивном народе, как тяговый трехфазный электродвигатель, приводит в движение всю общественную жизнь страны.

Четвертому поколению руководящей группы «коммунистической династии» во главе с Ху Цзиньтао (девиз «Величие и достоинство») досталась задача еще раз учетверить ВВП (с 1999 по 2019), вернуть Тайвань, «мирно освоить» ресурсы России и по совокупной мощи одолеть главного противника — США. В отношениях с окраинным миром Срединному государству, как и во времена Канси, придется, используя закон перемен, стать единственной активной силой в любом наборе из трех сил.

И нет сомнений, что поставленные перед китайским глобальным проектом задачи будут выполнены.

Цель китайского государства как «полное осуществление малого процветания» (пик подъема — 2016—2019) записана в решениях XVI съезда КПК. «Полное осуществление малого процветания» состоит в том, чтобы к 2019 году по совокупной мощи превзойти любую из лидирующих стран мира. При этом должны быть обеспечены «гарантии жизненного пространства нации в стратегических границах», а сами стратегические границы Срединной империи должны быть перенесены за пределы национальной территории. Это означает, что Китай превратится в главную фабрику товаров и рынок сбыта мировой экономики. Путем «мирного освоения» Китай заставит служить своим экономическим интересам необходимые ему ресурсы чужих стран и народов. Тоннаж китайского торгового флота станет достаточным для контроля морских перевозок грузов международной торговли и демонстрации китайского флага во всех портах мирового океана. А постоянное китайское присутствие в околоземном космосе и на Луне позволит влиять на глобальную политико–экономическую обстановку.

Во внешней политике 2016–2019 годы должны ознаменоваться возвращением Тайваня в состав единого государства и утратой суверенитета России над частью территорий Сибири и Дальнего Востока[1].

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 5.371. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
Вверх Вниз