Книга: Оценка воздействия на окружающую среду и российская общественность: 1979-2002 годы

Глава 9. О гармонизации российских и европейских норм и подходов

<<< Назад
Вперед >>>

На протяжении последних тридцати лет во всем мире предпринимаются все более значительные усилия, чтобы выработать общие подходы к регулированию воздействий на окружающую среду. Последнее десятилетие характеризуется также появлением специальных требований об участии в этих процессах общественности.

Эти процессы получают развитие и в восточноевропейских странах. Это стало особенно заметно после того, как после преодоления последствий шоковой терапии началось присоединение этих стран к Европейскому союзу. Принятые в 2004 г. в Европейский союз страны уже включили в свои национальные правовые системы многие европейские положения и нормы, касающиеся регулирования воздействий на окружающую среду.

Но и для ассоциированных и соседних с Европейским союзом стран интеграция усилий в сфере охраны окружающей среды представляет несомненный интерес.

Представленные ниже материалы характеризуют основные особенности участия общественности в принятии экологически значимых решений в Российской Федерации в сравнении со странами Европейского союза. Такое сопоставление создает предпосылки для разработки предложений по гармонизации российских и европейских подходов и стандартов в этой сфере.

Основное внимание при сопоставлении мы уделили следующим аспектам: оценке допустимости воздействий, использованию процедуры скопинга и правовым вопросам участия общественности в принятии экологически значимых решений. Выделение именно этих аспектов основано на сравнении общих особенностей процедур оценки и регулирования воздействий на окружающую среду, которые представлены ниже в таблице.

Как видно из этого краткого обзора, российское право в некоторых аспектах процедур принятия экологически значимых решений разработано подробнее и глубже, чем европейское. Так, решение ведомства о допустимости или недопустимости намерения или проекта в российском праве является обязывающим, в то время как статья 8 Директивы ЕС 85/337 гласит: «При принятии решения следует учитывать результаты и данные, полученные в соответствии со статьями 5, 6 и 7 при рассмотрении намерения». И хотя в настоящее время российская система принятия экологически значимых решений испытывает серьезные институциональные трудности, в этом пункте российская правовая база прогрессивнее европейских стандартов.

Таблица 26. Общее сопоставление европейских и российских подходов и требований к оценке и регулированию воздействий на окружающую среду



Однако действенность ГЭЭ вследствие широты спектра рассматриваемых ею объектов ограничена. Процедуры скрининга в российском праве не существует (или уже не существует). Это приводит к тому, что ГЭЭ ежегодно рассматривает от 50 до 70 тыс. проектов. С этим потоком вынуждены справляться немногочисленные сотрудники ГЭЭ, что снижает качество и эффективность их работы. Вместе с тем, проблема скрининга в России разрабатывается. Различные НГО и региональные подразделения ГЭЭ предлагают списки объектов для скрининга, ориентируясь при этом на европейские и международные нормы и получая для этой работы некоторые средства от иностранных фондов. Но до настоящего времени эти усилия сталкиваются с политическим противодействием и сопровождаются дискуссией в сообществе работников ГЭЭ, оценивающих достоинства и недостатки скрининга. И пока в этом вопросе не будет достигнуто согласия, утверждение предлагаемых списков объектов маловероятно. Учитывая политический аспект проблемы скрининга, мы в нашем исследовании рассматривать ее не будем.

Мы не будем также касаться всех насущных вопросов гармонизации российских и европейских стандартов. Как уже указывалось выше, мы сосредоточимся на трех их них: скопинг, общественное участие и содержание оценки допустимости воздействий на окружающую среду.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 5.132. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
Вверх Вниз