Книга: Оценка воздействия на окружающую среду и российская общественность: 1979-2002 годы
«Профессиональные общественники»
<<< Назад «Умеренные общественники» |
Вперед >>> «Консервативные чиновники» |
«Профессиональные общественники»
К этой группе позиций были отнесены интервью двух представительниц группы «Общественность (сотрудники НГО)» (см. таблицу 25). Обе они – сотрудницы профессиональных НГО, специализирующихся в сфере экологической оценки и общественного участия, обе также участвовали как эксперты или наблюдатели в комиссиях государственной экологической экспертизы. Из всех прочих респондентов из группы «Общественность (сотрудники НГО)» они допустили наименьшее количество оценочных высказываний, поэтому их позиция может быть сформулирована достаточно кратко. Больше всего они говорили о том, что сейчас происходит в профессиональной сфере.
«Профессиональные общественники» наиболее полно обосновали свою позицию по поводу теоретических основ общественного участия. Они считают, что общественность имеет мотивацию участвовать в процессе принятия решений, является двигателем изменений и достаточно компетентна.
Сотрудник НГО № 10: «А если есть группа активных граждан, которая самоорганизовалась, пускай она в конфликте, с ними потом можно очень много делать вещей интересных, полезных. Вот эту активную энергию можно потом направлять на конструктивные дела».
Сотрудник НГО № 10: «В сообществе всегда найдется кто-либо грамотный».
Вопрос об ангажированности общественности ими ставится в позитивном ключе: все позиции в обществе имеют право на существование и, задача состоит в том, чтобы учесть их в процессе принятия решений.
Сотрудник НГО № 10: «Обычно за этим стоят вполне реальные проблемы и интересы, которые, может быть, не всегда адекватно выражаются. Но тем не менее они есть всегда. …Сколько бы ни говорили, что эта организация сумасшедшая, все равно хоть вот такое [маленькое], но здравое зерно за этим стоит. То есть это не просто из ниоткуда взялось. То есть бывают, конечно, ситуации, когда специально кто-то что-то инспирировал, но это, на самом деле, очень редко… Даже если она [общественность] купленная, изначально это недовольство из чего-то выросло».
«Если конфликты есть граждан, то этого бояться не надо. Это означает, что есть активные граждане, только и всего. Им надо помочь организоваться».
То, что вопросы, поднимаемые общественностью, не всегда относятся к сфере экологии, не смущает «Профессиональных общественников».
Сотрудник НГО № 10: «Люди ставят конкретные вопросы, отнюдь не экологические». «Потенциальная конфликтность не связана с размером потенциального воздействия объекта на окружающую среду».
Много высказываний касается того, каким образом организовать процессы экологической оценки и участия общественности. Они видят возможности влиять на заключение ГЭЭ, организовывать согласительные процедуры (в которых возможно согласование всех групп интересов в обществе, а не только пробивание интересов общественности) и некоторые неожиданные возможности общественного участия.
Сотрудник НГО № 10: «Мы туда попытались заложить не столько и не только защиту прав граждан…, а возможность согласования интересов. Потому что, условно говоря, ОВОС – это не только защита прав граждан, и не только для этого она делается, более того, она и не помогает как защита прав граждан, если инвестор не видит собственного интереса и не понимает, зачем он это делает. …Поэтому требуются всерьез согласительные процедуры, то есть процедура согласования интересов. Они разрабатываются каждый раз штучно, на этот конкретный объект, и зависят от массы причин, которые не описываются формально».
Сотрудник НГО № 3: «…Наше законодательство позволяет общественности влиять на мнение ГЭЭ, потому что эксперты – живые люди. Если даже допустить, что на них никто не давит, эксперты – живые люди, и у них складывается собственное мнение».
Сотрудник НГО № 10: «Иногда общественную экологическую экспертизу учитывает не ГЭЭ, а заказчик».
Всегда можно разработать легитимную и эффективную процедуру:
Сотрудник НГО № 10: «Ты не просто кого-то выбрал, кого тебе было удобно, а выбрал по легитимной процедуре… Вообще, уладить можно любую ситуацию…».
В отличие от других групп общественности, «Профессиональные общественники» не сужают круг форм общественного участия, не отзываются негативно о «пиаре», о недопустимости оплаты работы общественности и пр. Они не сводят роль ОЭЭ к представлению на ГЭЭ. Если ГЭЭ не учитывает результатов ОЭЭ, нужно искать другого адресата – лицо (орган), принимающее решения, суд и пр. С другой стороны, общественное участие нельзя сводить к слушаниям.
Отношение «Профессиональных общественников» к органам государственной власти не отрицательное, а скорее критичное. Они считают необходимой законодательную регламентацию участия общественности, в частности, утверждения госорганами результатов ОЭЭ, выдачи документации на ОЭЭ и пр.
Сотрудник НГО № 10: «Еще есть одна очень серьезная проблема с общественной экспертизой… то, что никогда не дает документацию заказчик…Кстати сказать, это во многом объясняется безликой позицией специально уполномоченного органа, они считают, что это не их дело – помогать общественности получать документацию…».
Сотрудник НГО № 4: «Наши новые демократические требования по учету общественного мнения носят формальный характер».
«Профессиональные общественники» не высказали никаких негативных утверждений об инициаторах деятельности.
<<< Назад «Умеренные общественники» |
Вперед >>> «Консервативные чиновники» |