Книга: Битва гловальных проектов. Часть 2

Страна Ямато. Религиозные распри и начало правления кланов. Переворот Тайка (450–650)

<<< Назад
Вперед >>>

Страна Ямато. Религиозные распри и начало правления кланов. Переворот Тайка (450–650)

С именем Юряку связано одно крайне важное обстоятельство, сказавшееся на всем дальнейшем ходе исторического развития Японии: власть императора становится все более призрачной. На первый план выходят представители родовой знати. Уже при императоре Ритю в стране правили вожди четырех родов: Хэгури, Сога, Кацураги и Мононобэ. При этом Хэгури, Сога и Кацураги вели свою родословную непосредственно от знаменитого «канцлера» Дзингу — Такэноути Сукунэ. Именно при Юряку начинает восходить звезда рода Сога, представители которого долгие десятилетия правили страной.

Ни сын Юряку Сэйнэй (480–484), ни внук Сэйнэя Кэндзо (485–487), ни брат Кэндзо Нинкэн (488–498) особого следа в истории не оставили. Чего не скажешь о племяннике все того же Кэндзо — Бурэцу (499–506), который отличался патологической жестокостью. «Он сотворил много зла. Ни одного доброго поступка за ним не числится. Мучить людей было одним из любимых развлечений императора».

Примеры его злодеяний, приведенные в японских хрониках, поражают даже современников, которых, казалось, было трудно чем–то удивить: то он приказывает вырвать ногти мужчине, а затем заставляет изувеченного страдальца выкапывать кровоточащими руками картофель, то раздевает догола женщину и принуждает совокупляться с конем. В общем, выдумщик был не хуже римских императоров–изуверов Калигулы и Нерона. Свой двор он наводнил шутами, карликами и уродцами, обожал пиры и застолья, был неутомимым развратником. К счастью для страны, он довольно скоро выдохся и не оставил потомства.

Ввиду отсутствия у последнего императора прямых наследников, придворная клика утвердила на троне праправнука праведного Нинтоку, который стал править под именем Кэйтай (507–531). При нем в Ямато прибыли четверо китайских ученых, специалистов в области классической конфуцианской политико–философской литературы, а при его сыне Киммэе (540–571) в Японии начали проповедовать буддистские миссионеры. После смерти Киммэя в стране началась гражданская война: в борьбе за власть схлестнулись два самых сильных княжеских рода Ямато, Сога и Мононобэ.

Отстранение японских императоров от реальной власти началось задолго до этих событий. Еще в начале V века с царским домом соперничал дом Кацураги, сумевший подчинить себе императоров Ритю, Хандзэй и Инге. Власть этого клана длилась до 456 года, после чего главенствующее положение занял дом Хэгури (до 498 года), затем — Отомо (до 539 года), и, наконец, Мононобэ, ведущий начало от первых сподвижников императора Дзимму, храбрых, «подобно леопардам», бойцов его дружины, набранных из варварских племен.

Мононобэ были потомственными воителями. Им противостоял клан Сога, который сосредоточил в своих руках финансовую власть, так как именно его представители заведовали всеми царскими сокровищницами. Конфликт между двумя этими домами был неизбежен еще и потому, что Мононобэ придерживались старой религиозной системы — синтоизма, а Сога проповедовали новое учение — буддизм, завоевывающий все большее число сторонников в стране. Император Киммэй поддержал Сога, которым поручалось возведение буддийских храмов. Но после этого в стране начался мор. Расценив массовую гибель людей как гнев богов, император меняет свое мнение и приказывает сжечь новые храмы, а предметы культа бросить в реку. Выполнение этой миссии было возложено на Мононобэ, и они с ней справились, добившись вдобавок от следующего императора Бидацу (572–585) запрета новой религии.

Проиграв в области идеологии, Сога сосредоточили свое внимание на вопросах престолонаследия и сумели после смерти Бидацу в 585 году усадить на трон своего ставленника Ёмэя (586–587), который сразу же отменил все запреты на распространение буддизма. Прожил он всего год, что дало повод Мононобэ вновь вступить в борьбу за власть. В 587 году в провинции Сига армии двух кланов сошлись на поле битвы. Воинов Мононобэ возглавлял Мория Мононобэ, воинов Сога — шестнадцатилетний принц Сётоку Тайси, голову которого украшал шлем с изображением четырех царей — стражей мира, которые защищают вселенную и людей от злых сил (буддийский символ). В этом решающем сражении род Мононобэ был фактически уничтожен.

Победитель, Сётоку Тайси (572–622) или принц Умаядо (Сётоку Тайси — «Принц Святые Добродетели» — посмертное имя), стал со временем одной из самых ярких фигур японской истории и культуры. Ему удалось сыграть решающую роль в укреплении государственного аппарата и осуществить действенное административное управление провинциями. Сётоку, объявленный в 593 году наследником трона, пытался примирить завезенный из Кореи буддизм и конфуцианство с традиционной религией японцев — синтоизмом, утверждая, что «Буддизм — ветви на дереве синто, а конфуцианство — листва на этих ветвях».

Некоторые исследователи полагают также, что именно он дал новое название своей стране — Нихон («Страна, где восходит солнце»), и императорскому титулу — тэнно («Небесный правитель»). Явное заимствование из соседнего Китая, куда он направил первое в истории японское посольство в 600 году.

До конца своей жизни Сётоку Тайси поддерживал идею повсеместного распространения буддизма, построил около 50 храмов новой религии, в том числе такие крупные монастыри, как Ситэннодзи, Хокодзи и Хорюдзи, где он и закончил свои дни.

Он постиг глубины новой религии и по праву считается ее первым апостолом в Японии. В 604 году Тайси публикует «Закон из 17 статей», в которых изложил основы буддизма как идеологии нового времени. Этот документ настолько поучителен, что есть смысл ознакомить читателя с некоторыми его положениями:

«Все сановники и должностные лица, считайте самым главным закон! Основа всего управления народом заключается в законе. Если нет закона наверху, нет порядка и внизу. Если же нет закона внизу, обязательно появляются преступления. Поэтому, если у сановников и должностных лиц есть закон, их ранги и степени не перепутаются; если у народа есть закон, государство само собою управляется…

Сановники и чиновники! Рано приходите на службу и поздно уходите! Дел очень много. Даже за весь день их не переделаешь. Поэтому, если вы будете приходить на службу поздно, не поспеете со срочными делами, если будете уходить рано, обязательно останутся незавершенные дела…

Правители и кунино мияцуко! Не угнетайте народ! В государстве нет двух государей. У народа нет двух господ. Весь народ в государстве почитает своим господином государя. Все должностные лица — только слуги государя. Как же вы смеете, пользуясь властью, угнетать народ?»

Великомудрый принц не мог внедрить эти принципы государственного строительства в жизнь, так как не обладал реальной властью, которая была сосредоточена в руках клана Сога. После разгрома Мононобэ они возвели на престол своего ставленника царевича Сусюна (588–592), но с выбором явно ошиблись! Тот все время пытался освободиться от опеки родственничков, к которым питал жгучую ненависть. «Когда же я смогу отрезать голову ненавистному мне человеку — так, как я отрезаю голову этому кабану!» — выпалил, не подумав о последствиях, монарх, принимая в дар от ходоков дикую свинью. Он даже не пытался скрыть того, что имел в виду главу рода Сога, князя Умако, который был братом его матери, то есть его собственным дядей! Наводнявшие дворец шпионы не замедлили доложить об инциденте самому Умако, на что тот, с присущей ему решительностью, тут же отреагировал: заслал во дворец под видом гостей китайских наемников, которые убили незадачливого императора. Умако же усадил на трон жену императора Бидацу Суйко (592–629), которая по материнской линии принадлежала роду Сога, и объявил ее наследницей царевича–мыслителя Сётоку Тайси. Но тот так и не дожил до дня своего правления (о чем можно только сожалеть). Правда, его сын, принц Ямасиро–оэ, поднял в 628 году восстание против власти Сога, но в 643 году его войска потерпели поражение, а сам принц был убит внуком Умако, князем Ирукой. После этого власть Сога стала практически неограниченной: они не только назначают императоров, но и присваивают себе титулы «микадо» и «мико», бывшие ранее прерогативой царствующей династии.

Однако дни их владычества уже были сочтены. В дворцовых покоях зрел новый заговор, который возглавил принц Наканооэ. 14 июля 645 года в императорском дворце был организован прием в честь корейского посла, куда в соответствии с действующим церемониалом глава рода Сога, князь Ирука, прибыл без оружия и охраны. Этим и воспользовались заговорщики: принц Наканооэ и его соратник Накатоми Камако (глава клана синтоистских жрецов) обнажили спрятанные мечи и убили Ируку. После этого преданные им войска окружили дом отца Ируки, старого князя Эмиси, который совершил сэппуку. В результате все члены клана Сога, более ста лет управлявшего страной, были уничтожены, а их дворцы сожжены.

Это событие значится в японской истории как «Переворот Тайка». Новая власть приняла три наиважнейших для судеб государства документа:

1. Манифест об освобождении рабов (вспомним «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятую большевиками после революции 1917 года).

2. Манифест о распределении земли (чем не «Декрет о земле», принятый тогда же).

3. Манифест о Верховном правителе Ямато (императоре), который провозглашался подлинным владыкой страны, где ему принадлежал каждый клочок земли, а собираемые налоги поступали непосредственно в императорскую казну.

Свергнув ненавистный режим, заговорщики тут же возвели на престол вместо императрицы Когёку (641–645) старейшего принца царского рода Кару, который получил тронное имя Котоку (645–654). Принц Наканооэ стал наследником, а в последующем — императором под именем Тэндзи (662–671). Другой же лидер заговорщиков, Накатоми Камако, получил высшую должность «дворцового министра», взял себе новое имя Каматари и более благозвучную фамилию Фудзивара. Именно с него и начинается восхождение к вершинам власти этого рода, который на протяжении последующих 500 лет играл главную роль в японской истории.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 4.055. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
Вверх Вниз