Спрингбок (Antidorcas marsupialis)

Спрингбок (Antidorcas marsupialis)



СПРИНГБОК (Antidorcas marsupialis)

один из интереснейших представителей подсемейства газелей. Это некрупная газель, достигающая массы 30—45 кг при высоте в холке 70—90 см. Лировидные рога есть как у самцов, так и у самок. Верхняя сторона тела желто-коричневая, нижняя, включая брюхо и горло, а также морда белые. На боку, на границе желто-коричневого и белого полей, проходит контрастная буровато-черная полоса. Такая же полоска проходит по морде от глаза к носу. Но самая замечательная особенность спрингбока — обширная продольная кожная складка на спине. Складка начинается приблизительно с середины спины и доходит почти до корня хвоста, она покрыта изнутри длинным ослепительно-белым мехом, кожа ее богата железами. Когда животное спокойно, края складки сомкнуты и о ее существовании можно не подозревать.

Спрингбок — обитатель Южной Африки. Однако в сколько-нибудь значительных количествах он сохранился только в Калахари да в некоторых национальных парках и резерватах. В Анголе и Капской земле он практически истреблен.

Наиболее характерные местообитания спрингбока — засушливые низкотравные полупустыни с каменистым или песчаным грунтом и разреженной кустарниковой растительностью. Высокой травы, как и настоящей пустыни, спрингбоки избегают, а в густые кустарниковые заросли заходят только зимой, спасаясь от холодных ветров. Питаются они травянистой растительностью, побегами, почками и листьями кустарника, месяцами обходятся без водопоя; живут небольшими группами или стадами, насчитывающими от 5 до 50 животных. Часто стада спрингбоков объединяются с конгони, беломордыми бубала-ми, ориксами или страусами.

Одна из удивительнейших особенностей спрингбока заключается в том, что, завидев опасность, животное начинает подпрыгивать на месте, отталкиваясь одновременно всеми ногами, без видимых усилий, точно резиновый мяч. Поводом для ирыжков может служить и встреча с незнакомым предметом или явлением. Например, спрингбок начинает прыгать, наткнувшись на свежий след автомобильных колес. Прыжки спрингбока колоссальны: до 2 м в высоту. Во время прыжка животное низко опускает голову, собирает все копыта в одну точку и круто выгибает спину. От этого края кожной складки широко расходятся и выстилающий ее белый мех начинает сверкать ослепительным пятном. Спрингбок делает обычно несколько таких прыжков, и для всех обитателей саванны, в том числе, конечно, и других спрингбоков, они служат сигналом об опасности.

Спрингбок знаменит своими странствованиями. К сожалению, говорить о них теперь приходится лишь в прошедшем времени: они прекратились вместе с резким сокращением численности спрингбока. Но еще в середине прошлого века это явление по грандиозности не уступало кочевкам странствующих голубей или перемещениям стад бизонов или северных оленей. Вот как писал о миграциях спрингбоков очевидец, английский путешественник Г. Кемминг: «Каждый, видевший массы, которыми идет спрингбок во время своих переселений, и желающий дать верное и правдивое описание того, что он видел, должен уже заранее опасаться известного недоверия со стороны читателя: так невероятно грандиозно это зрелище... 28 декабря я имел удовольствие увидеть первый раз в жизни переселяющееся стадо спрингбоков. Часа за два до рассвета я проснулся от воркотни самцов, которая раздавалась приблизительно в 200 шагах от моей повозки. Я предполагал, что около моего лагеря пасется какое-нибудь большое стадо спрингбоков, но когда стало светло, то оказалось, что вся равнина была буквально усеяна невероятным множеством этих животных. Спрингбоки двигались медленно, расхаживая взад и вперед, от прохода в длинном ряде холмов на западе, через который они будто вливались, как вода большой реки... Когда мы вечером взобрались на низкую цепь холмов, через проход которой текли днем стада спрингбоков, взорам моим представилась равнина, покрытая уже не отдельными стадами, а буквально одной сплошной массой животных, занявших все склоны холмов. Вся местность кишела ими, насколько хватал глаз, а дальше смутно различалось целое море из живых существ».

Современники оценивали численность мигрирующих стад спрингбока в сотни тысяч и даже миллионы голов. Стада мигрантов двигались вперед, сметая на пути все препятствия и уничтожая растительность. Немецкий врач Э. Кречмар в 1853 г. стал даже свидетелем того, как волна спрингбоков поглотила и затоптала насмерть африканца, оказавшегося на ее пути. Та же судьба постигала нередко и хищников, сопровождавших стада. Во время последнего крупного переселения спрингбоков, в 1896 г., животные плотной массой покрывали участок шириной около 25 км, а длина колонны составляла 220 км.

В некоторых местах волны миграции достигали моря, где животные жадно пили соленую воду и тут же гибли. Горы трупов громоздились тогда вдоль берега сплошным валом на протяжении более 50 км.

Перемещения спрингбоков происходили с интервалами примерно в 10 лет. Предполагается, что главной причиной этого был недостаток воды и пищи. Однако, по свидетельству очевидцев, мигрирующие животные были хорошо упитаны. А без воды, как выяснилось в последнее время, спрингбоки могут обходиться месяцами.

Период гона у спрингбока падает на февраль — май. Брачное поведение похоже на то, что наблюдается у газелей. Беременность длится 171 день. Отел происходит с августа по декабрь, большинство самок рождает в ноябре. Самка приносит одного, реже двух детенышей.


Статьи в разделе:

Похожие страницы