Канна (Taurotragus oryx)

Канна (Taurotragus oryx)



КАННА (Taurotragus oryx)

представитель рода оленебыков. Это самая крупная из африканских антилоп: масса взрослых самцов достигает иногда 1 т, а высота в холке —160—180 см. Рога канны, хотя и прямые, в нижней трети скручены подобно штопору со спиральными ребрами и достигают длины более 1 м. У самок рога короче и слабее. Сложение тяжелое, массивное, на горле у животных, особенно у самцов, толстая складка кожи — подгрудок. Окраска весьма изменчива, и исследователи прежних лет на основе этого признака выделяли даже несколько видов канн, которые, однако, сейчас рассматриваются как подвиды. В целом в окраске преобладает бледно- или темно-рыжий цвет. Белые поперечные полосы, характерные для всех винторогих антилоп, у некоторых подвидов ярки и заметны, тогда как у других отсутствуют вовсе.

Канна населяет засушливые районы Африки к югу от Сахары. Во влажные тропические леса Западной Африки и бассейна Конго она не проникает. Излюбленные местообитания канны — редкостойные леса, саванны и равнины, поросшие кустарником. Животные, населяющие леса, крупнее и окрашены интенсивнее; канны из саванн мельче и бледнее.

Несмотря на ожесточенное преследование человеком, канны до сих пор сохранили относительно высокую численность. Обычно они держатся группами по 8— 10 животных, но иногда, особенно во время миграций, образуют сотенные стада. Миграции канн начинаются с наступлением засушливого периода, когда основная масса канн переходит в окрестности речных долин. Во влажные сезоны года они предпочитают холмистые районы и часто пасутся на местах бывших степных пожаров, покрывающихся в это время свежей зеленой травой. Когда нет свежей травы, канны переходят на питание листвой кустарников, охотно поедают плоды многих диких растений, в том числе дикие дыни. Чтобы достать верхние ветви, животные часто пригибают небольшие деревца рогами. Канны подолгу могут обходиться без воды, но, когда водопои есть, они регулярно их посещают.

Канны в саванне очень осторожны и человека не подпускают ближе 500 м. Такая большая по сравнению с другими антилопами пугливость объясняется постоянным преследованием со стороны масаев — племени, которое занимается скотоводством и почти не охотится. Исключение масаи делают только для буйвола и канны, считая их близкими родичами домашнего скота, и высоко ценят их мясо. Канны, обитающие в лесных районах, вообще на глаза человеку попадают нечасто.

Потревоженное стадо канн уходит тяжелой рысью, лишь в крайних случаях переходя на галоп. На бегу животные иногда делают огромные прыжки вверх-вперед или даже перепрыгивают друг через друга. Назначение таких прыжков неясно, так как канны прыгают и на совершенно открытом месте, и, стало быть, разведывательная роль их отпадает. Бегущая канна издает сухой щелкающий звук копытами, подобно северным оленям.

Самцы канны маркируют границы участков очень своеобразным путем, не встречающимся у других антилоп. На лбу и между рогами у них есть густой хохол из жестких волос, который животное, бодая землю, сильно пачкает грязью, илом и собственной мочой. После этого канна трется лбом о стволы деревьев и кустарник, оставляя, как кистью, грязевые пахучие метки.

Поединки между самцами канн за главенство в стаде довольно часты. Обычно поединку предшествует ритуал запугивания, когда один из соперников принимает позу угрозы, т. е. становится боком к врагу, подставляя могучее плечо и слегка отвернув высоко поднятую голову. Если противник не оставляет агрессивных намерений, соперники медленно сближаются и осторожно соприкасаются концами рогов. Это последнее предупреждение: если по соприкосновению животное чувствует, что мускулы врага напряжены, рога оказывают твердое сопротивление, значит, вызов принят и бой неизбежен. Животные, сцепившись основаниями рогов и упершись лбами, стараются всей тяжестью тела пригнуть голову противника к земле. Как правило, удары рогами по корпусу не наносятся. Церемониал, предшествующий спариванию, несложен. Обычно самец преследует самку, прижимая голову к ее боку или положив голову и шею самке на спину. Беременность у канн длится 8,5—9 месяцев, самка рождает одного теленка. Роды чаще приурочены к началу дождливого периода. Голос канны — низкое хрюканье, но слышать его приходится редко. Телята издают негромкое мычание.

Помимо человека, взрослым каннам может угрожать только лев. Однако молодые животные часто становятся жертвой леопардов, гепардов и гиеновых собак. Известны случаи, когда стадо самок канн в «сомкнутом строю» прогоняло гепардов.

Пасущиеся канны часто объединяются с зебрами, вместе с которыми совершают даже миграции.

Еще с конца прошлого века предпринимались неоднократные попытки одомашнить канну. Сейчас в ряде стран Восточной и Южной Африки фермеры содержат канн в больших огороженных загонах, получая главным образом мясную продукцию. Только в Трансваале насчитывается около 2 тысяч таких ферм. Наибольший успех в доместикации канны был, однако, достигнут в России, в Аскании-Нова. Канны в Асканию-Нова были ввезены в 1892 г., и стадо их неоднократно пополнялось впоследствии. Советские ученые не только получили вполне продуктивное поголовье, дающее молоко, но, что не менее важно, разработали методику содержания, кормления, размножения и выращивания молодняка канн в неволе. Сейчас асканийское стадо канн — вполне одомашненные животные, каждое из которых занесено в племенную книгу. Молоко канн отличается прекрасным вкусом, высокой жирностью (от 8 до 14%) и калорийностью. Кроме того, ему присущи некоторые целебные свойства.


Статьи в разделе:

Похожие страницы