Книга: Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей

Двойная мораль

<<< Назад
Вперед >>>

Двойная мораль

На основании различных репродуктивных стратегий двух полов в человеческом обществе сформировалась и двойная мораль: одни и те же формы поведения могут быть допустимыми и желательными для мужчин и осуждаемыми – для женщин и наоборот. Например, склонность к накоплению ресурсов у женщин считается, безусловно, положительным свойством характера и называется рачительностью. А у мужчин эта же особенность поведения называется скопидомством и скаредностью. Мужчина, накрывающий клавиатуру дорогого музыкального центра платком, чтобы надписи на клавишах не стирались и прибор не терял товарный вид при последующей перепродаже, вызывает как минимум изумление. Самый омерзительный персонаж Гоголя Плюшкин и внешне походил на женщину – Чичиков принял его за старуху.

Наиболее ярко двойственность моральных установлений проявляется в сексуальном поведении. Стратегия мужского поведения определяется феноменом Кулиджа[317]: незнакомая самка всегда лучше знакомой. Таким образом, мужские особи стараются максимально распространить свои гены, передав их максимально возможному количеству потомков. В то же время, поскольку их производство очень затратно, женские особи не могут себе позволить спариваться с первым попавшимся партнером. Поэтому их репродуктивная стратегия – подражание и выжидание. Женские особи предпочитают выбирать апробированных половых партнеров, которые уже пользуются успехом у других. В результате возникает положительная обратная связь – чем больше половых партнерш у мужчины, тем больше у него шансов на связь с новой женщиной. Поэтому отношение общества к мужской и женской гиперсексуальности противоположно.


Рис. 8.10. Оба персонажа греческой мифологии были гиперсексуальны, но для Геракла это положительное качество, а для Эос – отрицательное. Двойная мораль в человеческом обществе обусловлена неравномерностью риска при воспроизводстве

Античный герой Геракл, оказавшись в доме царя Феспия, за одну ночь сошелся со всеми 50 принцессами, родившими в положенное время 50 детей. Этот физиологический эксцесс не вошел в число подвигов Геракла, и не он послужил основанием для его обожествления. Но такой акт вполне соответствует образу героя, культ которого был распространен по всей Элладе, во всех эллинистических государствах, а затем и в Италии. Этот миф отражает представление о мужской гиперсексуальности как о качестве, безусловно, положительном. Не только в античной Греции, но и в современных обществах о ведущем активную половую жизнь мужчине отзываются с явным или замаскированным одобрением и завистью. Но совершенно по-другому оценивают гиперсексуальную женщину (рис. 8.10).

Эос – богиня утренней зари – была настолько хороша собой, что обеспокоила этим саму Афродиту. Наказанием для Эос стала внушенная ей Афродитой неудержимая страсть к смертным мужчинам (визитами Эос греки объясняли утреннюю эрекцию у мужчин[318]). Женская гиперсексуальность, т. е. нимфомания, относится к числу психических расстройств. Даже если женщина не выставляет специально напоказ, а просто не особенно скрывает свои многочисленные связи, то это вызывает осуждение. В то же время о женщине, о любовниках которой ничего неизвестно, люди неизменно отзываются уважительно. В русской культуре противоположное отношение к сексуальной активности мужчин и женщин отразилось в пословице «От молодца и потерпеть не стыдно» и фразеологизме «На передок слаба».

Еще одно явное проявление двойных стандартов – это возможность отказа. Женщина имеет право отказать мужчине, предлагающему ей сексуальный контакт. Скорее это даже норма, поскольку такая ситуация возникает значительно чаще, чем когда женщина дает немедленное согласие (рис. 8.11). Мужчина, получив отказ, воспринимает его хоть и без удовольствия, но совершенно спокойно. Иное дело, если инициатором интимной близости становится женщина. Мужчина, осмелившийся ей отказать, попадает в историю.


Рис. 8.11. Софи Лорен, кинозвезда 1950–1960-х гг., на вопрос о знании иностранных языков ответила: «На двенадцати языках я могу сказать “нет”. Женщине этого вполне достаточно». Отказ женщины мужчине естественен, отказ мужчины женщине – серьезнейшее нарушение социальных норм

Орфей хорошо всем известен с детства, с первого прочтения книги Николая Альбертовича Куна «Мифы и легенды Древней Греции»[319]. Но вот чему не учат в школе. Как погиб Орфей? Вакханки предложили ему принять участие в оргии, а он отказался, за что и был растерзан разгневанными женщинами.

Ипполита, сына Тезея, полюбила его мачеха Федра. Юноша отверг ее, и разгневанная женщина оклеветала его перед своим мужем: якобы пасынок пытался ее соблазнить. Ипполит смог оправдаться перед отцом. Но вина юноши состояла уже в том, что он оказался затянутым в эту историю. Женщине отказывать нельзя, и в эту чисто семейную драму вмешались сами боги. Посейдон наслал чудовище, испугавшее коней Ипполита, и молодой человек погиб.

Библейский персонаж, известный как Прекрасный Иосиф, сын Иакова, обратил на себя внимание жены египетского военачальника Потифара. Иосиф был не только прекрасным, но и мудрым, поэтому принял единственно правильное в таком положении решение – немедленно бежать (рис. 8.12). Правда, он оказался недостаточно мудрым, чтобы скрыться, и был брошен в темницу по обвинению в попытке насилия.

Все шутки на тему секса основаны на двойной морали. Как мы уже говорили, многое из того, что для мужчины считается нормальным и даже приветствуется и поощряется, для женщины неприлично или же недопустимо. Рассмотрим следующий исторический анекдот[320].

Римский император Октавиан Август увидел на улице грека, удивительно схожего с ним лицом, и спросил у него: «Твоя мать в молодости бывала в Риме?» Тот ответил: «Нет, мать в Риме не была никогда, а вот отец – тот в Риме жил подолгу».

Эта история смешна, так как в ней Октавиан Август попадает в неловкое положение. Почему же мы считаем его не соответствующим высокому императорскому сану? Потому что образ отца, который в свое время имел внебрачные половые связи, не компрометирует императора, а даже, пожалуй, добавляет блеска его диадеме. Напротив, намек на то, что мать императора была раскованной девушкой и вела рассеянный, праздный образ жизни, может сильно повредить достоинству Октавиана Августа.


Рис. 8.12. Прекрасный Иосиф отвергает ухаживания жены Потифара. Мужчина, отклоняющий приглашение женщины, неизбежно навлекает на себя ее гнев. В основе этой психологической закономерности лежит несоразмерный энергетический вклад двух полов в воспроизводство

Угроза репутации матери императора усиливается тем, что она подозревается не просто в добрачной или внебрачной связи, а в связи с греком. В Риме того времени подавляющее большинство учителей, врачей, философов, магов, архитекторов и художников были греками (точнее, носителями эллинистической культуры). Презрительное отношение знати к образованным людям усугублялось тем, что Греция уже полтора века была одной из провинций Римской империи. Таким образом, социальный уровень знатной римской девушки был намного выше, чем у любого грека. Связь с нижестоящим для любой женщины, например барыни с кучером, – это уже не просто раскованное поведение, а то, что по-русски называется «махаться на все стороны»[321]. В то же время связи мужчин с женщинами низкого социального ранга воспринимаются окружающими совершенно спокойно, т. е. не являются нарушением моральных или нравственных норм.

Любая женская особь, в том числе и женщина, не может позволить себе транжирить свои яйцеклетки, производя потомство от низкоранговых самцов. Низкий социальный ранг самца означает его невысокую приспособленность, которая, в свою очередь, обусловлена чаще всего неудачной наследственностью. Даже если плохая приспособленность связана со средовыми воздействиями (увечье), то и тогда это означает, что заботиться о потомстве такой самец не сможет. Мужчины же, как и мужские особи других видов, легко могут позволить себе потратить часть своих гамет на оплодотворение и низкоранговых самок.

Для мужчины связь с женщиной, имеющей высокое социальное положение, – это способ повысить собственный социальный ранг. В Древнем Египте тела молодых женщин передавали бальзамировщикам только на третий день после смерти, когда процесс разложения уже заходил достаточно далеко. Этим старались уменьшить вероятность осквернения трупа бальзамировщиками, склонными к некрофилии. И такое же правило действовало в отношении умерших знатных женщин, независимо от возраста и того, насколько болезнь их обезобразила. Высокий социальный ранг женщины значительно увеличивает ее привлекательность как сексуального объекта, несмотря на очевидные физические недостатки.

Рассказывают, что в додревние времена, когда боги запросто общались со смертными, был вхож на Олимп царь Иксион. Он разделял трапезу с богами и даже делал нескромные предложения самой Гере. Ее это возмущало, и она пожаловалась Зевсу, который отнесся к ситуации с юмором. Зевс решил, что, если ухаживания Иксиона станут совсем неприличными, подставить тому призрак Геры, сотканный из облаков. Это было исполнено, и Иксион совокупился с призраком (который потом родил кентавров). Инцидент, к сожалению, не был исчерпан, так как Иксион стал всем рассказывать, что он имел интимную связь с самой Герой, супругой верховного бога!


Рис. 8.13. Зевс подставил Иксиону призрак Геры, с которым тот и совокупился. Прикован же к огненному колесу Иксион был не за это, а за то, что хвастался связью с Герой. Связь женщины с мужчиной низкого социального ранга осуждается традиционной моралью

Такое поведение – хвастовство – типично для мужчин. В русской сказке «Воробей и кобыла»[322] герой заявляет товарищам: «Полюбила меня сивая кобыла, часто на меня посматривает; хотите ли, отделаю ее при всем нашем честном собрании?» Подобный способ повышения своего социального ранга – намеренная демонстрация доказательств своих любовных побед – осуждается традиционной моралью, так как ведет к снижению социального ранга женщины. Воробей был наказан в комическом ключе, а вот Иксиона приковали к огненному колесу, которое вечно будет вращаться в подземном царстве (рис. 8.13). Очевидно обоснование такого жестокого наказания: хвастаясь своей связью, Иксион снижал социальный ранг супруги верховного правителя и тем самым – самого Зевса.

Репутация женщины, хоть немного, но страдает, если есть свидетели ее увлечения мужчиной. Если же женщина замужем или девица, то свидетели недопустимы. Девственная Артемида однажды все-таки влюбилась. Но, не желая лишаться высокого статуса девственницы, она усыпила прекрасного пастушка Эндимиона, перенесла его на недоступную гору и сходилась с ним только тогда, когда тот спал (рис. 8.14). Таким образом, Артемида не нанесла ущерба своему статусу, так как даже сам любовник не знал о своей связи с богиней. Заметим, что состояние девственности было необходимо Артемиде для ее профессиональных занятий покровительницы диких животных (см. главу 7). Согласно позднему варианту мифа, связь с Эндимионом богиня имела, пребывая в другой своей ипостаси – в образе Селены, богини Луны. Таким образом, репутация Артемиды как непорочной девы была совершенно восстановлена.


Рис. 8.14. Артемида навещала любовника, только когда он спал. Отсутствие свидетелей их связи позволило ей сохранить высокий статус девственницы. Золотой полумесяц на лбу указывает на то, что Артемида выступала в том эпизоде своей жизни как богиня Луны – Селена

Итак, двойная мораль существует во многих человеческих обществах. Она означает различное, подчас противоположное отношение к одним и тем же формам поведения в зависимости от того, кто действует – мужчина или женщина. Мы видим двойственное отношение к их поступкам и в античной мифологии, и в современном европейском обществе. Основа такой двойственности – в огромной диспропорции энергетических затрат двух полов на воспроизводство.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 3.221. Запросов К БД/Cache: 2 / 0
Вверх Вниз