Книга: Русские землепроходцы – слава и гордость Руси
Крепость Грозная
<<< Назад Кавказ. Завоевание |
Вперед >>> Враг Руси фон Нессельроде во главе МИДа. Противостояние А. П. Ермолова |
Крепость Грозная
1818 год, 10 июля. При громе пушек заложена русская крепость Грозная с шестью бастионами. Крепость строит 3500 русских ратников при 16 орудиях. Так положено начало железному кольцу, которым А. П. Ермолов начинает сдавливать врага. Грозную связывают рядом укреплений с Владикавказом. Закладка крепости волнует Чечню и Дагестан. После постройки русской крепости Грозная горцы, жившие между Сунжей и Тереком, стали оказывать совершенное повиновение, хотя в ходе строительства постоянно нападали отрядами до 1000 чел. на передовые русские посты.
1819 год, 18 июля. Полковник Вельяминов закладывает крепость Внезапная. Русская крепость преграждает путь чеченцам к Нижнему Тереку, через Кумыкскую степь и в Дагестан. К концу 1819 года железный полукруг охватывает Чечню и Дагестан.
Однажды чеченцы взяли в плен майора гренадерского полка Павла Шевцова, одного из лучших боевых офицеров Кавказского корпуса, служившего у Котляровского. П. Шевцов ехал в отпуск по Военно-Грузинской дороге через Дагестан в Кизляр в группе из 19 человек. Ответственность за безопасность пути между Дербентом и Кизляром несли местные горские владельцы, которым принадлежали попутные земли. До Кизляра оставалось 6 вёрст, когда из кустарников внезапно грянул залп и из засады с диким рёвом на путников набросилась банда. Лошадь под П. Шевцовым убили, он упал. Едва он вскочил на ноги, как толпа чеченцев навалилась на него. Отчаяние придаёт сил. Он выхватывает шашку и рубит 3 чеченов, остальные отскакивают. Только тогда П. Шевцов заметил, что он остался один. На линии уже подняли тревогу. Чеченцам нельзя было медлить. Один чеченец заходит П. Шевцову со спины и бьёт майора по голове. Раненого русича скручивают и утаскивают по камышам Каспийского моря. А погоня уже несётся за бандитами. Старший брат П. Шевцова, собрав 60 вояк, настигает преступников. Бандиты заявляют, что если их не пропустят, то они зарежут майора и будут драться до последнего. П. Шевцов просит брата расправиться с бандой. В итоге чеченцы уходят в горы, в аул Большие Атаги, отпустив одного раненого русского ратника. В ауле фанатики подбегают к майору, чтобы плюнуть в лицо, ударить камнем или показать кинжал. На П. Шевцова надевают кандалы и приставляют караульных. Через два месяца ему разрешают написать письмо, назначив выкуп – 10 арб серебряной монетой. Родственники П. Шевцова собирают 150 отчаянных головорезов и отправляются в Чечню, чтобы отбить майора силой. Чеченцы, узнав об этом, бросают пленника в глубокую яму, где он на гнилой соломе живёт один год и четыре месяца. Яму заделывают досками. Чеченцы сбивают цену и требуют 250 000 рублей. Таких огромных денег взять было неоткуда. В это время на Кавказе появляется А. П. Ермолов. Он приказывает вызвать всех владельцев земель, через которые разбойники провели П. Шевцова. Посадив их в Кизлярскую крепость, он объявляет, что если они в течение 10 дней не найдут средств для освобождения майора, то все будут повешены на крепостном бастионе. Опасаясь за свою жизнь, заложники посылают к бандитам родственников, которые договариваются снизить цену выкупа до 10 000 рублей. Но А. П. Ермолов отказывается платить и эти деньги. В итоге эту сумму выплачивает аварский хан, и майора П. Шевцова освобождают.
А. П. Ермолов показывает пример твёрдости, которая только и может привести к успеху. Вызвав по Тереку владельцев аулов и взяв заложников, он объявляет, что если они пропустят хоть одну партию бандитов, то заложников повесят, аулы сожгут, а жителей загонят в горы.
«Мне не нужны мирные мошенники. Выбирайте – покорность или истребление ужасное…» (А. П. Ермолов).
1818 год. А. П. Ермолов составляет план и ведёт боевые действия в Чечне, Дагестане и на Кубани. А. П. Ермолов решает преподать урок жителям, занимавшимся разбоем.
1819 год, сентябрь. Русичи переходят Терек, причём авангардом командует майор П. Швецов.
1819 год, 15 сентября. 1500 русичей при 5 орудиях, скрытно подходят к зажиточному аулу Дады-Юрт. Генерал-майор Сысоев берёт аул на приступ, уничтожив его до основания. Из мужчин в ауле осталось только 14 человек. В бою гибнет 230 русичей. Ужас охватывает все чеченские селения. Пали селения Исти-Су, Ноим-Берды, Аллаяр-Аул и др. Только аул Хош-Гельды, встретивший русичей хлебом-солью, пощадили, остальные аулы были пусты. Таким образом, за несколько дней Кумыкская равнина очищена от чеченцев. В результате военных действий в состав Руси входит Абхазия, Карабахское и Ширванское ханства.
А. П. Ермолов строит новые крепости (Грозная, Внезапная, Бурная). Руками русских ратников создаются курорты (Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск). Все крепости и дома строят рядовые воины, поэтому создание громадных построек обходится очень дёшево. Более всего А. П. Ермолов заботится о русских ратниках. Для воинов шьют новую форму, более подходящую к условиям местности. Появились папахи, бараньи шапки, холщовые мешки вместо ранцев, которые в походе были и подушкой, вместо шинелей в зимнее время вводят полушубки для Кавказской армии. Появилось много лечебных и оздоровительных учреждений. В Пятигорске появились Елизаветинские лечебные ванны. Русичи на Кавказе служат долго, и А. П. Ермолов увидел: начали наши ратники скучать. Принято решение собрать по Руси несколько тысяч вдов с детьми да молодых девушек и отправить их морем из Астрахани на поселение в войсковые части Кавказа. Как только корабли с женщинами подошли к берегу, наши вояки начали с радости палить в их честь из пушек, подбрасывая шапки, и кричать ура. Замуж выходили по жребию. Так закладывается, благодаря А. П. Ермолову, основа оседлых закавказских линейных полков. Создаются батальоны семейных ратников для охраны минеральных вод, разбиваются обширные персиковые и абрикосовые сады. Русские поселенцы снабжаются наделами земли. Русские ратники разводят табуны лошадей и крупного рогатого скота, строят гостиницы. Роты женатых русичей улучшают и увеличивают полковое хозяйство.
«У сих же вод израненный ратник, восстановивший силы, благодарить будет за попечение о нём» (А. П. Ермолов).
1819 год. 22 октября. Князь Валериан Григорьевич Мадатов (1782–1829 – генерал-лейтенант) берёт Янги-Кенд. Каракайтаг и Табасарань подчиняются русской власти.
1819 год, декабрь. 400 русских ратников под командой штаб-капитана Овечкина, успешно отбивают 4-дневное нападение 6000 горцев Сурхай-хана на Чирагское укрепление.
1819 год, 21 декабря. Акуша взята ратниками Ермолова без боя.
1820 год, 12 июня. Русичи под командой Мадатова берут Хазрек. Взято 2000 ружей. Ведутся боевые действия в Южном Дагестане. Проводятся походы за Терек.
1821 год, 3 октября. Начальник Черноморской оборонительной линии генерал-майор Власов со своим отрядом (611 конных, 65 пеших при 2 орудиях) громит при Калаузском лимане шапсугов, вторгшихся на Кубань.
1823 год. Искажённая форма мюридизма распространяется сектой прокажённых безродных паразитов по всему Дагестану. Эти идеи распространяют 2 идеолога – Курали-Магома и Гази-Магомет (Кази-мулла). До них эту сектантскую идею «священной войны» в Анапе распространял Шейх-Мансур, пока не был пленён русичами. На Кавказе специально разжигают пламя войны против русичей длинноносые агенты секты прокажённых из Персии, Турции и Великобритании. Они искажают учение мюридизма («ищущих путь спасения»), неверно толкуя Коран. Джихад и газават ведут не к Богу, не по пути к Аллаху (Богу), а к преступлениям, вредным народу и противным Богу. Вместо духовного совершенствования на пути к Богу мусульман толкают на путь убийств и грабежа, путь духовной смерти, путь в пропасть.
Кази-мулла приобретает много последователей по всему Дагестану, в том числе и такого ученика, как Шамиль. В Гимрах его провозглашают имамом.
1824 год. Под влиянием секты прокажённых безродных паразитов из Турции и Великобритании и их денег в Чечне начинается брожение, которое возглавил бандит Бей-Булат и Абдул-Кадыр. Генерал Греков быстрыми действиями громит скопища бандитов. Непокорные аулы уничтожают.
<<< Назад Кавказ. Завоевание |
Вперед >>> Враг Руси фон Нессельроде во главе МИДа. Противостояние А. П. Ермолова |