Книга: Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история

Дуньхуан – начало или конец Великой стены?

<<< Назад
Вперед >>>

Дуньхуан – начало или конец Великой стены?

Нам с женой повезло доехать до самого конца китайского отрезка Шелкового пути и оказаться в прославленном на весь свет своими пещерными храмами городе Дуньхуан, что на севере провинции Ганьсу. Здесь же заканчивается и Великая стена. Впрочем, в древности китайцы полагали, что здесь она начинается, представляя собой извивающегося через всю Поднебесную дракона, обращенного грозной головой на Запад. В Дуньхуане – небольшом оазисе, ставшем перекрестком торговых путей, – веками процветал «стыковочный механизм» разных цивилизаций, при помощи которого в Китай приходили буддизм, ислам, христианство, иудаизм и другие великие религии, иностранные языки, материальная и духовная культура.

Небольшой по китайским меркам (100 тысяч жителей) городок Дуньхуан располагает международным аэропортом, возникшим благодаря обслуживанию чартеров из Японии. Шелковый путь и абсолютно все, что с ним связано, чрезвычайно популярно в Стране восходящего солнца. Выставки, научные исследования, романы и кинофильмы обречены на успех, если в их названии упоминается «Сируку родо» (от английского Silk Road). Благодаря японцам в Дуньхуане еще в 1980–90-е годы появились не только аэропорт и многочисленные гостиницы, рестораны и прочие учреждения туристической индустрии. Там же в 1988 году проходили съемки фильма «Тонко» («Дуньхуан») по роману знаменитого писателя Ясуси Иноуэ. Все декорации были созданы капитально и стоят по сей день. Крепостные стены и ворота, сторожевые башни и казармы, катапульты и коновязи помогают лучше представить службу китайских гарнизонов на границе империи. По мере роста благосостояния граждан КНР в пограничной крепости-новоделе и на других туристических объектах теперь преобладает китайская речь.


Сквозь ворота заставы-реконструкции виднеется настоящая древняя застава Юймэньгуань


Сейчас караваны возят только туристов

В нескольких сотнях метров от полюбившейся фотографам крепости стоят настоящие участки Великой стены. Перед одним из них установлена мраморная доска, удостоверяющая, что эти руины сохранились с династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Стена прикрывала возникший примерно тогда же и просуществовавший до XVI века Великий шелковый путь. Здешняя стена отличается от той, что стоит под Пекином, ее трудно назвать Великой. Но это все еще внушительное и неприступное для кавалерии укрепление высотой около четырех метров из подручного материала – утрамбованной земли, глины, тростника и камыша окрестных болот. На соседней горе виднеются остатки сигнальной башни – на ней зажигали огни при приближении отрядов кочевников или караванов. В отсутствие дерева на многие километры вокруг топливом служил сухой помет волков и других диких обитателей пустыни. Само название Дуньхуан переводится как «Горящий маяк». Вскоре стена упирается в большую рукотворную глиняную гору высотой около десяти метров – это бывшая главная башня. Еще одна гранитная доска сообщает, что перед вами знаменитая застава Юймэньгуань, самый конец Поднебесной. Почувствовать себя то ли кочевником, то ли китайским кавалеристом предлагают местные жители, сдающие напрокат низкорослых смирных лошадок. Они же предлагают купить камни причудливой формы и расцветок, коими так богата округа.

В нескольких километрах от руин Великой стены извивается русло мелкой, пересыхающей большую часть года реки Дуньхуан, а ее высокий берег из податливой лессовой почвы на протяжении нескольких километров испещрен пещерами, вырытыми многими поколениями буддийских монахов. Именно здесь, в пещерах Могао, известных больше как Пещеры тысячи Будд (Цяньфодун), в начале ХХ века были обнаружены бесценные для науки буддийские рукописи, фрески и статуи. С начала нашей эры добиравшиеся по Шелковому пути из Индии и Центральной Азии буддийские миссионеры оседали на окраине важного торгового и военного города Дуньхуан, селились в пещерах, изучали китайский язык, переводили на него с санскрита священные тексты-сутры, украшали свои кельи и вырытые в земле храмы многометровыми глиняными статуями, фресками с божествами и их житиями. От переходивших в «западную веру» местных чиновников и купцов они получали заказы на семейные пещерные храмы. Меня потрясло объяснение классической технологии, применявшейся при создании пещерных храмов. Работа начиналась не с рытья пещеры и последующей установки главной статуи Будды и фигур его учеников. Их копали сверху, выбрасывая ненужный грунт и держа в голове все будущие скульптуры, большие и маленькие. Статуи и стены пещеры затем раскрашивались, украшались фресками. В поздние времена скульптуры уже создавали из глины, они проще в изготовлении, а потому сложнее и выразительнее.

Большинство из дошедших до наших времен 492 пещер было вырыто между IV и IX веками, хотя их создание продолжалось еще несколько столетий. Пещеры пережили катастрофические землетрясения, войны, запустение, разграбление кочевниками и местными жителями, продававшими рукописи и небольшие статуи и статуэтки английским, французским, русским и иным зарубежным ученым и «путешественникам в штатском», которые проявляли в конце XIX – начале ХХ века повышенный интерес к землям Индии, Китая и его окраин – Тибета, Синьцзяна, Монголии. Одна из богатейших коллекций дуньхуанских рукописей хранится и изучается в Санкт-Петербурге.


Пещеры Дуньхуана


Копии фресок Дуньхуана нравятся туристам

Пещеры открывают для посетителей попеременно, чтобы защитить фрески от воздействия человеческого дыхания. Запрещено делать фотографии и проводить видеосъемку, гиды освещают фрески карманными фонариками. Самое лучшее время для осмотра – утро, когда ориентированные на восток пещеры неплохо освещены. Переходя от одной пещеры к другой по вырытым на склоне горы в несколько ярусов тропинкам или дощатым мостикам, турист за день может как следует осмотреть от силы десяток-полтора «выставочных залов». Но милостивые лики длинноносых и длинноухих святых будд и бодхисатв, не по-китайски смуглые тела летящих фей-деви еще долго будут стоять перед глазами.

Сюжетов множество. Большинство – это иллюстрации к сутрам, священным каноническим книгам буддизма. Часто встречаются эпизоды из жизни принца Сиддхартхи Гаутамы, основоположника буддизма, подвиги его учеников, битвы с врагами веры. Нередко видишь и вполне светские картинки из жизни императоров, выступления музыкантов и лицедеев на пирах, сцены трудовой деятельности крестьян, рыбаков, караванщиков. Вот бандиты нападают на купцов. А вот сразу 500 бандитов, достигнув просветления, становятся буддами. Очень часто повторяются сюжеты, в которых пляшущие деви рассекают воздушное пространство рая, оглашая его звуками волшебных музыкальных инструментов. Скульптуры чаще всего изображают Будду. Он погружен в самосозерцание. Он восседает на лотосовом троне окруженный учениками. Он лежит на боку, уходя из земной жизни. В глубине пещер нередко встречаются и статуи благотворителей. Сегодняшние местные художники тоже с удовольствием сделают богоугодное дело и продадут копии фресок или статуй. Развешанные и расставленные дома, они будут напоминать о путешествии в Дуньхуан, и оно не закончится никогда.


Последние метры Великой Китайской стены


Последняя застава на Великой стене – Юймэньгуань

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 4.801. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
Вверх Вниз