Книга: Этюды о природе человека

II

<<< Назад
Вперед >>>

II

Общественная жизнь у насекомых. – Развитие и сохранение индивидуальности у этих животных. – Разделение труда и принесение в жертву индивидуальности у некоторых насекомых

До сих пор мы изучали общества животных, члены которых были соединены друг с другом более или менее развитой механической связью. Мир насекомых довольно богат представителями, которые живут благоустроенными обществами. Но строение насекомых уже слишком сложно, чтобы допустить органическую связь между отдельными особями.

В начале развития общественной жизни у некоторых видов пчел особи, вполне развитые и во всем сходные между собою, соединяются в обществе ради обеспечения своего индивидуального существования. В одних случаях они соединяются для изгнания общего врага, в других они скопляются вместе с целью обогреться во время холодов. В таких первобытных общинах еще вовсе нет речи об общественном выкармливании молоди. Только на дальнейших ступенях общественного устройства, какое мы встречаем у домашних пчел, у некоторых ос, а также у муравьев и у термитов, центром тяжести общественной жизни является забота о воспитании молодого поколения. Но при этом усиленное развитие общественности совершается в ущерб интересам и целостности особей, живущих совместной жизнью. В этих случаях происходит очень значительное разделение труда, которое низводит самку до степени машины для кладки яиц. У домашних пчел царица, выполняющая это отправление, становится неспособной печься о благе общины, так как ее умственные способности очень слабо развиты. Заключенная в улье, она пользуется необыкновенно тщательным уходом со стороны работниц, которые делают это в расчете на поддержание вида. Даже во время голодовки работницы, принося в жертву свою собственную жизнь, отдают последние остатки пищи царице, которая умирает позже всех. Трутни представляют собою не вполне развитые существа, терпимые лишь постольку, поскольку они полезны для общины; после исполнения своей роли работницы их беспощадно истребляют. Работницы, столь много трудящиеся для блага общества, суть лишь не вполне развитые особи. Одаренные очень развитым мозгом и снабженные очень совершенными органами для производства воска и для собирания пищи, работницы обладают лишь зачаточными половыми органами, неспособными к нормальному отправлению.


Рис. 25. Медоносный муравей (по Брему)

Мы здесь снова встречаемся с потерей индивидуальных признаков, которая тем значительнее, чем совершеннее общественное устройство насекомых. У муравьев и у термитов, общественная жизнь которых развилась совершенно независимо от пчел, мы встречаем те же основные черты. И у них высокая степень умственных способностей и большое искусство в исполнении работ составляют привилегию работниц, лишенных способности к размножению. Солдаты, обеспечивающие целость общины, обладают сильными челюстями, но снабжены лишь зачаточными органами размножения. Наоборот, самцы и самки, у которых эти органы развиты в высшей степени, не способны ни к какой работе, умственно крайне ограничены и представляют собою не что иное, как мешки, наполненные половыми продуктами.

Говоря о муравьях, мы должны обратить внимание читателя на медоносных особей, которые встречаются у тропических видов, живущих по преимуществу в Мексике. Некоторые из этих насекомых насасываются по временам таким количеством меда, что все тело их обращается в мешок, наполненный этой сластью. Лапки теряют способность двигать разбухшее тело; поэтому медоносные муравьи остаются неподвижными в глубине муравейника. При таких условиях нормальное существование этих насекомых становится невозможным, что сокращает их жизнь на пользу общины. Как только обыкновенные работницы, самцы или самки начинают чувствовать голод, они подходят к медоносным особям и высасывают из их рта готовую питательную пищу. Таким образом, эти медоносные работницы (рис. 25) низводятся на степень живых горшков, наполненных медом.

Термиты принадлежат к отряду насекомых, совершенно отличному от того, куда относятся пчелы и муравьи. Тем не менее мы и у них встречаемся с тем же общим принципом, который состоит в принесении в жертву индивидуума в пользу государства. Самки превращаются в неуклюжие мешки, наполненные громадным количеством яиц. Не будучи в состоянии двигаться, они остаются замурованными в подземных галереях, где они несут до 80000 яиц в день. Солдаты обладают до того огромными челюстями, что им остается лишь одна роль – сражение с врагами.

Приведенные факты служат доказательством того, что индивидуальность у общественных насекомых никогда не утрачивается в такой степени, как у низших животных, о которых шла речь выше. Отсюда можно прийти к тому общему выводу, что усовершенствование организации влечет за собою все большее и большее сохранение особи среди общины, в которой она живет. Интересно узнать, применим ли этот закон и к человеческому роду.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 0.347. Запросов К БД/Cache: 0 / 0
Вверх Вниз