Книга: Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история

Конфуций – советник царей, императоров и генеральных секретарей

<<< Назад
Вперед >>>

Конфуций – советник царей, императоров и генеральных секретарей

Традиция посещения родины Конфуция правителями Поднебесной возродилась в наши дни – в ноябре 2013 года генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин посетил Цюйфу, осмотрел усадьбу и храм Учителя. Он провел симпозиум с экспертами по конфуцианству и заявил, что идеи Кун-фуцзы могут играть позитивную роль в модернизации Китая. На память о визите председатель взял две книги об Учителе и обещал их тщательно изучить. Купленные Си Цзиньпином книги с комментариями к трудам Конфуция были написаны серьезными учеными и не предназначались для широкого читателя. Но после оповещения всей нации об интересе именно к этим книгам их пришлось срочно допечатывать многотысячными тиражами.

Подчеркнутое почтение к Конфуцию и его заветам означает, что в Китае происходит ползучая «идеологическая революция». Потихоньку отодвигаются в тень Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин и даже Мао Цзэдун, без ссылок на идеи которых еще недавно не обходились выступления лидеров правящей Компартии. Одновременно все заметнее становится поощряемое властями возрождение этических ценностей конфуцианства, в экономической и политической жизни широко используются понятия и цитаты из книг Конфуция. Сбывается его мечта повлиять на устройство Поднебесной, сделать его рациональнее и человечнее.


Улочки городка Цюйфу мало изменились со времен Конфуция

Мудрец Кун-фуцзы всю жизнь старался занять влиятельный пост при повелителе какого-нибудь из постоянно соперничавших друг с другом царств, на которые распалась еще недавно могущественная «сверхдержава» Чжоу. Однако только на 51-м году жизни он получил первую серьезную должность в родном царстве Лу. Быстро наведя порядок в общественных работах небольшого владения, Конфуций был приближен к правителю и выдвинут на пост министра внутренних дел. Впрочем, его должность в наши дни называлась бы «советник по национальной безопасности», так как ради выживания в острой конкуренции с соседними царствами повелитель Лу должен был одновременно решать проблемы наращивания экономического и военного потенциала, внешних сношений, умиротворения своевольной знати. Благодаря советам Конфуция за три года царь добился во всех этих областях таких успехов, что соседи забеспокоились. Они послали владыке Лу в подарок хорошеньких певичек, тот отдалился от государственных дел и вскоре дал понять «эффективному менеджеру», но в то же время строгому моралисту Конфуцию, что в его услугах далее не нуждается. Кун-фуцзы в знак протеста на время покинул родное царство и «перешел на преподавательскую работу» – стал уделять больше внимания своим ученикам, число которых заметно выросло.

Странствующая школа Конфуция пользовалась успехом, ее слушателей приглашали на хорошие должности в разные царства. Дошедший до наших дней главный труд Конфуция «Лунь юй» («Беседы и суждения») как раз и является сборником конспектов занятий с Учителем. Судя по книге, занятия шли в «интерактивной» манере и были похожи на «кейс стадиз» в современных бизнес-школах. Двадцать «курсов лекций», то пространных, то весьма кратких, стали для бесчисленных поколений китайцев идеальным чертежом гармоничного общества, в котором царят справедливость и порядок, а каждый человек имеет свои обязанности и права в семье и в государстве. «Лунь юй» был и остается учебником государственного управления, наставлением по семейным делам, эталоном персональной морали и кодексом чести интеллигенции.

Подобно беседам Иисуса Христа, также записанным учениками и ставшим фундаментом европейской цивилизации, заветы Конфуция нашли отклик в сердцах и умах людей, сделали возможным единство и устойчивое развитие китайской цивилизации. Учитель обобщил духовный опыт предшествующих поколений. Недаром он повторял: «Я не придумываю ничего нового, а передаю мудрость предшественников». Конфуций разработал четкую систему взаимоотношений родителей и детей, старших и младших, начальников и подчиненных, правителей и подданных. Он не был основателем религии – не получал скрижали с заповедями и не общался напрямую с Богом. Но в своих беседах Конфуций сформировал этическую матрицу, которая идеально соответствовала духовным потребностям современных ему китайцев. Недаром именно его учение устояло в острой конкуренции с основателем даосизма Лао-цзы и философами последующих веков, а также с пришедшими в Китай учениями Будды, Мухаммеда, Христа. «Матрица Конфуция» подверглась определенной коррекции через многочисленные комментарии и толкования, но ее значимая часть лежит в основе развития китайской цивилизации на протяжении вот уже 25 веков и, похоже, останется на этом месте еще очень долго.




Труды и изображения Учителя все чаще видны на прилавках магазинов

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 0.268. Запросов К БД/Cache: 0 / 0
Вверх Вниз