Книга: Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей

Алкоголь

<<< Назад
Вперед >>>

Алкоголь

Алкоголь, а точнее, раствор этилового спирта является одним из самых распространенных в быту психотропных веществ. Люди знают о нем очень давно, поскольку алкоголь не является артефактом человеческой цивилизации, а образуется и в результате природных процессов. Неоднократно описаны скопления животных самых разных видов возле забродивших на земле плодов растений. В наших широтах можно наблюдать гусей, которые очень любят «пьяную» вишню.

Алкоголь – не только растительный продукт. Он вырабатывается и в организме животных и человека. Основной источник эндогенного алкоголя – углеводы, превращающиеся в алкоголь с помощью кишечной микрофлоры. Но он может образовываться и в процессе внутриклеточного обмена веществ, в том числе и внутри нейронов[440]. В результате концентрация алкоголя в крови человека, который не употреблял никаких продуктов, содержащих алкоголь, в том числе ни кваса, ни кефира, может достигать 0,4 промилле, т. е. 40 мг на 100 мл крови.

Мы уже упоминали о некоторых поведенческих эффектах алкоголя, который:

• усиливает пищевое поведение, блокируя глюконеогенез;

• усиливает эйфорию и вызывает гипоманиакальное состояние;

• имеет стресс-протективное действие, т. е. тормозит негативные последствия неконтролируемого стресса;

• дезориентирует поведение (в больших дозах);

• приводит к деградации личности (при хроническом применении).

Хотя приготовление алкогольных напитков возникло независимо у многих народов, в европейской традиции алкоголь принято ассоциировать прежде всего с греческим богом Дионисом (рис. 10.1).

В мифах о Дионисе обращает на себя внимание суровость, с которой он наказывал людей, отказывавшихся приносить ему жертвы. Например, дочери царя Миния не захотели признать Диониса богом. Иначе говоря, они отказались участвовать в общегородской пьянке, а остались дома за приличествующей девушкам работой – пряли и ткали. За это бог превратил их в летучих мышей, обреченных вечно скрываться от дневного света. Настороженное, едва ли не враждебное отношение к людям, избегающим вина, зафиксировано и в многочисленных древнегреческих текстах немифологического содержания. Для таких людей существовал специальный термин – гидропотес.


Рис. 10.1. Дионис вошел в число 12 олимпийских богов, вытеснив Гестию. Относительно позднее распространение культа Диониса указывает на то, что радости алкогольной эйфории стали доступны только цивилизованному человечеству

Полное воздержание от алкогольных напитков критиковалось и многими врачами более поздних эпох. Английский физиолог Г. Г. Льюис в своей «Физиологии обыденной жизни»[441] (1861, 1862) издевается над теми, кто исключил алкогольные напитки из своей диеты (teetotalers)[442].

В научных журналах Alcohol and Alcoholism, Alcohol Clinical and Experimental Research регулярно публикуются результаты исследований, свидетельствующие о худшем состоянии здоровья совершенно непьющих людей по сравнению с теми, кто пьет мало (но не много!). Наиболее значительные различия между совершенно непьющими и малопьющими наблюдаются в группах людей среднего и старшего возраста. Причем речь идет не только об их сердечно-сосудистой системе, но и о когнитивных и аффективных функциях, т. е. о психическом здоровье.

Об опасности передозировки алкоголя прекрасно знали уже древние. Дочь Кадма и Гармонии Агава не верила в божественное происхождение Диониса (быть может, потому, что он был сыном ее сестры – Семелы). И сын ее Пенфей тоже не внял кротким убеждениям самого Диониса. За это бог наказал обоих: в вакхическом безумии Агава растерзала Пенфея.

Помимо острых алкогольных психозов огромную опасность представляет хронический алкоголизм. Толерантность к алкоголю растет по мере алкогольного стажа. Для достижения эйфорического эффекта человеку требуются все большие и большие дозы алкоголя. Абстиненция, т. е. лишение алкоголика спиртного, сопровождается крайне болезненными переживаниями. В результате бытовое пьянство очень часто перерастает в алкоголизм, при котором постепенно разрушается человеческая личность.

Алкоголь в малых дозах является афродизиаком, т. е. повышает мотивацию копулятивного поведения. Но в больших дозах он тормозит половую мотивацию, а его хроническое употребление угнетает и саму репродуктивную функцию, включая способность к совокуплению. Хорошо известно, что у алкоголиков происходит инволюция вторичных половых признаков (рис. 10.2). Алкоголь абсолютно несовместим с препаратами типа «Виагры», поскольку многократно увеличивает вероятность инфаркта миокарда во время полового акта.


Рис. 10.2. Хроническое употребление алкоголя угнетает репродуктивную функцию и даже вызывает инволюцию вторичных половых признаков: у мужчин атрофируется пенис, исчезает растительность на лице, увеличивается процент жировой ткани; у женщин ее количество уменьшается, может происходить рост акральных частей – отметим необычно большие кисти рук у женщины на второй картине

Одним из распространенных заблуждений является представление об устойчивости к опьянению как об интегральном показателе здоровья и свидетельстве высокой приспособленности организма.

Это неправильно. Чувствительность и устойчивость к алкоголю примерно на 90 % определяется средовыми влияниями. Влияние среды в данном случае заключается в первую очередь в частоте употребления алкогольных напитков. Люди, пьющие часто и помногу, могут выпить во много раз больше, чем они могли, когда только начинали употреблять алкоголь. У людей, регулярно пьющих, т. е. имеющих большой алкогольный стаж, подчас определяют содержание алкоголя в крови, в несколько раз превышающее концентрацию, которая считается смертельной.

Из того, что в проявлении признака «устойчивость к алкоголю» очень высока доля влияния среды, следует важный практический вывод: способность человека много выпить отнюдь не свидетельствует о его крепком здоровье вообще. Мы обращаем внимание на этот вывод, потому что в обществе широко распространен противоположный взгляд, совершенно неправильный. В «Сорочинской ярмарке» Н. В. Гоголя казак радуется:

Ну, жинка! А я нашел жениха дочке! <…> посмотрела бы ты, что там за парубок! Одна свитка больше стоит, чем твоя зеленая кофта и красные сапоги. А как сивуху важно дует… Черт меня возьми вместе с тобою, если я видел на веку своем, чтобы парубок духом вытянул полкварты, не поморщившись[443].

В «Судьбе человека»[444] М. Шолохова главный герой, выпив подряд три стакана водки и только после третьего закусив корочкой хлеба, заслужил уважение немецкого офицера, который до этого собирался его расстрелять. Конечно, в этой повести герой совершает и другие поступки, но и данный эпизод укладывается в ряд таких событий, которые создают представление о русском характере как о «могучем».

Следует подчеркнуть, что представление об устойчивости к алкоголю как о достоинстве личности неспецифично для русского или славянского коллективного бессознательного. У других народов имеется такое же представление о связи достоинства личности с алкогольной толерантностью. Например, Плутарх (Артаксеркс, VI) пишет, как интриговал мятежный принц, желая занять престол брата:

Себя он восхвалял до небес и утверждал, что и сердцем он тверже брата, и лучше знаком с философией, и в магии более сведущ, и даже пьет больше и легче переносит опьянение.

Толерантность к алкоголю стоит здесь в ряду положительных когнитивных и аффективных свойств личности, т. е. устойчивость к действию наркотика автор не связывает с физиологическими особенностями организма. Как мы видим, ошибочное представление о толерантности к алкоголю как показателе силы духа, достоинстве «сердца и ума» было распространено и в Персии почти 2500 лет назад. Между тем повторим еще раз: толерантность к действию алкоголя зависит главным образом от алкогольного стажа. И, во всяком случае, эта особенность физиологии не может служить показателем каких-либо других психических функций.

Что касается первичных механизмов действия алкоголя, то поиски специфического рецептора этого химического соединения пока безрезультатны, хотя периодически появляются сообщения о перспективных кандидатах на эту роль. Скорее всего, алкоголь меняет работу мозга в силу своих растворяющих свойств. Из-за высокой растворимости алкоголя в липидах (жирах) при повышении его концентрации в мозге происходят существенные изменения физико-химических показателей мембранных структур. Меняется микровязкость и текучесть мембран, в двойном фосфолипидном слое появляется «свободное» пространство. В результате нарушается проницаемость нейронных мембран и происходит дезорганизация работы нейронов. А эйфорический эффект алкоголя связан, по всей вероятности, с активацией дофаминергической системы – системы положительного подкрепления в ЦНС, а также с усилением секреции эндогенных опиатов.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 4.994. Запросов К БД/Cache: 2 / 0
Вверх Вниз