Гадюка рогатая (Cerastes cerastes)

Гадюка рогатая (Cerastes cerastes)



ГАДЮКА РОГАТАЯ (Cerastes cerastes)

змея длиной 60—80 см, с толстым туловищем и резко суженным коротким хвостом. Над глазами торчит по одной острой вертикальной чешуйке. Длина этих чешуек бывает очень различна. Чешуи по бокам туловища мельче спинных, сильно килеватые и направлены косо вниз, образуя подобие пилы, проходящей вдоль каждого бока. Окраска рогатой гадюки песчано-желтая с темно-бурыми пятнами вдоль спины и по обеим сторонам туловища.

Эта змея населяет всю пустыню Сахару и прилежащие к ней предгорья и сухие саванны, а также Аравийский полуостров. Днем змея зарывается в песок или прячется в норы грызунов, а с наступлением темноты выходит на охоту за мелкими грызунами и птицами. Молодые особи питаются саранчовыми и ящерицами.

Рогатая гадюка яйцекладуща, в кладке ее бывает 10—20 яиц. Из кладки яиц, инкубированной при 28—29°, детеныши вывелись через 48 дней.

Движется рогатая гадюка «боковым ходом», забрасывая вперед и вбок заднюю половину туловища и подтягивая к ней переднюю часть. При этом на песке остается не единый след, а отдельные косые полоски под углом 40—60° к направлению движения, поскольку при «забрасывании» вперед змея не касается грунта серединой тела, опираясь только на передний и задний концы туловища. В процессе движения змея периодически меняет «рабочую сторону» тела, двигаясь вперед то левым, то правым боком. Таким образом достигается равномерная нагрузка на мускулы тела при асимметричном способе движения.

Мелкие килеватые чешуи, пилообразно расположенные по бокам туловища, приносят змее двоякую пользу. Прежде всего они служат основным роющим механизмом при зарывании змеи в песок. Гадюка разводит в стороны ребра, уплощает тело и быстрой поперечной вибрацией раздвигает песок в стороны, «утопая» в нем буквально на глазах. Килеватые чешуйки действуют при этом как миниатюрные плуги. За 10—20 секунд рогатая гадюка исчезает в толще песка. Остается лишь след от ее погружения, окаймленный двумя песчаными валиками, но и этот след вскоре исчезает под легким дуновением ветра. Зарывшись, змея нередко чуть высовывает голову из песка, лишь настолько, чтобы глаза были вровень с поверхностью. При этом на верхней стороне головы остается тонкий слой песка, маскирующий ее.

Кроме того, килеватые чешуйки используются гадюкой для изготовления своеобразного отпугивающего звука. Свернувшись в полукольцо, змея трется одним боком тела о другой, пилообразные чешуйки скребутся друг о друга, издавая громкое непрерывное шуршание. Звук этот сходен больше всего с шипением воды, пролитой на раскаленную плиту. Потревоженная гадюка может непрерывно «шипеть» таким образом в течение 1—2 минут. Это «шипение» применяется змеей для отпугования врагов, аналогично голосовому шипению большинства змей или сухому стрекотанию погремушки у гремучих змей.

Рогатая гадюка была хорошо известна древним египтянам. Именно этот вид змеи послужил основой для египетского иероглифа «фи». Вероятно, выбор змеи для этого иероглифа объясняется звукоподражательным сходством. Заклинатели змей в Египте и раньше и теперь охотно используют в своих представлениях, помимо кобр, также и рогатых гадюк. «Рога» гадюк, бесспорно, являются наиболее эффектным атрибутом их внешности, однако надглазничные чешуйки подчас бывают очень слабо выражены. Поэтому некоторые заклинатели, не довольствуясь естественной величиной «рогов», приклеивают своим «артистам» над глазами острые кончики дикобразных игл, чтобы обеспечить им успех у доверчивой публики.



Похожие страницы