МИКРОБЫ ВНУТРИ НАС

МИКРОБЫ ВНУТРИ НАС

Трудно в это поверить, но, оказывается, в организме человека микробов не только не меньше, а даже в несколько раз больше, чем его собственных клеток.

Где их только нет! Они огромными колониями населяют кожу, они живут в носоглотке, на всем его протяжении оккупировали кишечник. А много их так потому, что они в 10, а то и в 100 раз мельче человеческих клеток, но при этом они сильно влияют на физиологические процессы в организме.

Несомненно, симбиоз с человеком бактериям явно полезен, иначе вряд ли они его столь активно заселяли бы. А почему бы и нет? Ведь обитающая в нашем теле микробная флора находит в нем не только постоянные благоприятные условия, но и обильную пищу.

Впрочем, бактерии отнюдь не бессовестные приживалы и нахлебники, а вполне приличные обитатели, приносящие немалую пользу своему хозяину.

Этот вывод очень убедительно доказали опыты, в которых организм подопытных животных лишался микроскопических растительных симбионтов, то есть, бактерий. Так, когда из чрева самок мышей с помощью кесарева сечения извлекли их потомство и стали воспитывать его в стерильных условиях, то у мышат очень сильно вздулся кишечник.

Предполагается, что для усвоения пищи без участия симбиотических микробов кишечник должен быть длиннее и толще. У мышей, лишенных микроорганизмов, микроскопические ворсинки, выстилающие внутреннюю стенку тонкого кишечника и активно всасывающие переваренную еду, тоже длиннее, чем у обычных грызунов.

Кроме того, в стенках безмикробного кишечника также очень мало микроскопических углублений, в которых обычно находят пристанище бактерии. Меньше в «стерильном» кишечнике и клеток, обеспечивающих иммунитет. И даже количество нервных волокон, управляющих перистальтикой кишок, тоже меньше.

На основании этих данных ученые сделали вывод, что микробы каким-то образом даже управляют развитием кишечника, создавая в нем необходимые для своей жизнедеятельности условия.

Кроме того, был установлен еще один любопытный факт, связанный со «стерильными» мышами. Оказалось, что отсутствие соответствующих микроорганизмов делает этих мышей очень чувствительными к инфекциям. Чтобы безмикробная мышь заболела, достаточно сотни болезнетворных микробов, в то время как для обычной мыши их необходимо около ста миллионов. А причина столь невероятной пропорции в том, что бактерии, живущие в кишечнике обычных мышей, физически блокируют пришельцев и даже выделяют антибиотик для их уничтожения.

Но не только косвенные услуги оказывают симбиотические микробы нашему организму. Например, бактерии, населяющие кишечник человека, вырабатывают витамин «К», необходимый для свертывания крови, но который нашим организмом не синтезируется. Да и некоторые другие витамины тоже поставляют нам кишечные бактерии.

А шведский ученый-микробиолог Стаффан Нормарк обнаружил вообще парадоксальное явление в отношениях человека и микробов: исследователь выяснил, что даже бактерия, вызывающая язву желудка, в какой-то мере полезна человеку. Ее роль в этой болезни открыта в конце прошлого века, но только спустя десять лет стало ясно, почему эта бактерия встречается в желудке и у многих здоровых людей.

Она вырабатывает антибиотик, защищающий организм от сальмонелл и других опасных микроорганизмов. Видимо, эта бактерия – полезный симбионт, который иногда «сходит с ума» и вызывает изъязвление стенки желудка, причем, возможно, что лишь у людей с пониженным иммунитетом…

Шведский ученый-микробиолог Стаффан Нормарк выяснил, что бактерия, вызывающая язву желудка, в какой-то мере полезна человеку

Но бактерии в большом количестве находятся не только в пищеварительном тракте человека. Их немало и на нашем языке. При этом и здесь они тоже выполняют много важных функций. Но, прежде чем доказать это, обратимся сначала к химии, точнее, к знаменитым нитратам и нитритам…

О том, насколько опасны нитраты для человеческого организма, регулярно пишут в газетах, журналах и книгах, говорят с экранов телевизоров и вещают с радиоприемников. И не зря. Для этого есть несколько причин.

Например, нитраты могут вступить во взаимодействие с гемоглобином, заняв в нем место кислорода. А это приводит к тому, что в организме возникает дефицит кислорода, что, в свою очередь, чревато гибелью клеток в самых разных тканях. Правда, для таких серьезных явлений необходимо, чтобы нитраты в организм попали в значительном количестве.

Но нитраты, как известно, могут легко потерять один атом кислорода, превратившись, таким образом, в нитриты, которые очень активно вступают в реакции с аминокислотами. В результате образуются особые вещества, обладающие, как считают многие ученые, канцерогенными свойствами. Называются эти соединения нитрозаминами. Причем в этом случае даже незначительное количество нитратов представляет серьезную опасность.

Вроде бы, оказавшись перед столь щекотливой дилеммой, организм из двух зол должен выбирать меньшее. Однако, когда английские биохимики более пристально изучили перемещения нитратов в человеческом организме, то выяснили, что почти четвертая их часть, попавшая в пищеварительную систему, с кровью возвращается в ротовую полость и попадает в слюну. Здесь они превращаются в нитриты и со слюной попадают в пищеварительный тракт.

Но ученые знают, что в кислой среде нитрит теряет один атом кислорода, превращаясь в более активное соединение – оксид азота, который крайне токсичен для многих бактерий. Поэтому у них и возник вполне закономерный вопрос: не играет ли нитрит роль незримого борца с микробами? Ведь он, оказавшись вместе со слюной в кислой среде желудка, может превратиться в оксид азота, тем самым став орудием убийства микробов, присутствующих в пище.

Экспериментальные исследования предположение ученых подтвердили: действительно, подкисленная слюна смертельна для кишечной палочки. Правда, ученые сначала не могли понять, как из нитрата во рту получается нитрит?

А вскоре и эта задача была решена. В последующих опытах выяснилось, что этими превращениями одного вещества в другое занимаются бактерии, обосновавшиеся на задней части языка, то есть ближе к глотке. Таким образом, эти микроскопические создания в определенной степени защищают нас от многих инфекционных желудочных заболеваний.

И если это действительно так, то понятно, почему болезнями пищеварительной системы чаще всего страдают новорожденные и те, кто в лечении применял в большом количестве сильные антибиотики: первые еще не успели приобрести нужные микробы, вторые – уничтожили симбионтов лекарствами.

Возможно, и белесый налет на языке при гастрите и других расстройствах – это всего лишь полезные бактерии, пытающиеся нам помочь?