Кит горбатый (Megaptera novaeangliae)

Кит горбатый (Megaptera novaeangliae)



КИТ ГОРБАТЫЙ (Megaptera novaeangliae)

единственный представитель рода. Тело его утолщенное, короткое, длиной до 18 м. Грудные плавники очень большие (составляют 1/3 – 1/4 длины тела), с неровным, бугристым краем. Полосы на брюхе крупные, в 2—3 раза шире и глубже, чем у финвала, немногочисленные (от 17 до 36, а обычно 25—30 полос). Спинной плавник в виде горба, толстый, сравнительно низкий; задний край его крутой, часто с выемкой; передний край поднимается отлого, с небольшой ступенчатой впадиной. На голове 3—5 рядов крупных бородавок — шишек с одним волоском на каждой из них. Между правым и левым рядами усовых пластин широкое белое или розовое нёбо с двумя продольными бороздками. Голова взрослых обычно в 3,2—3,5 раза короче длины тела. В одном ряду китового уса 270—400 пепельно-черных пластин с жесткой, бурой (у молодых светло-серой) бахромой, до 100 см (обычно не более 85 см) высотой. Ежегодно пластины отрастают с основания на 8—11 см. Спина, плавник на ней и бока тела черные, иногда с коричневым оттенком. Брюхо и грудные плавники сверху черные, пестрые либо (редко) белые. Хвостовые лопасти сверху черные, снизу светлые, пятнистые либо темные. Череп широкоскулый .

Горбач распространен от Арктики до Антарктики. В северном полушарии, больше чем в южном, придерживается во время миграции прибрежной области.

В северной части Тихого океана живут два стада: одно мигрирует от Чукотского моря до берегов Калифорнии и Мексики, другое — от Алеутской гряды, полуостровов Аляска и Камчатка до Тайваня, Бонинских островов и Марианских. Обе популяции частично смешиваются в области Алеутских островов; о том свидетельствуют метки, добытые в южнояпонских водах (остров Окинава) от китов, помеченных в восточной части Алеутской гряды.

В северной части Атлантического океана существуют тоже два стада: восточное — мигрирует от Шпицбергена, Новой Земли и Финмаркена до Северо-Западной Африки и островов Зеленого Мыса; западное стадо движется от Гренландии и Исландии до Антильских островов (возможно, оба общаются на северных полях нагула).

В Антарктике горбачи, как показало мечение, образуют пять стад, мигрирующих на север: 1) к западному берегу Южной Америки (Чили и Перу), 2) к восточной стороне Южной Америки и к Юго-Западной Африке (Ангола и Конго), 3) к Юго-Восточной Африке и Мадагаскару, 4) к Западной Австралии, 5) к Восточной Австралии, Новой Зеландии и некоторым островам Меланезии и Полинезии. Между этими стадами возможен некоторый взаимообмен. Всего в Мировом океане выделяют три подвида горбачей: один северный и два южных, из которых австралийско-новозеландский сравнительно светлоокрашенный, а атлантическо-африканский более темный и крупный. Мигрирующие горбачи образуют группы одного возраста или пола, а также группы беременных или кормящих самок.

В Антарктике питаются только рачком-черноглазкой, в районах зимовок голодают, а в других районах поедают довольно разнообразную пищу — придонных и пелагических массовых рачков, стайных рыб (тех же, что и малый полосатик), редко головоногих моллюсков. В набитых желудках оказывалось то 600 крупных сельдей, то 800 минтаев, то полтонны рачков, а несколько раз извлекали даже рыбоядных птиц. При лове пищи вблизи дна киты круто уходят вниз, показывая над водой лопасти хвоста.

Спариваются они почти весь год, но преимущественно зимой. По мнению одних ученых, самки плодятся через год, а по мнению других — ежегодно. Иногда зародышей длиной до 130 см находят в еще лактирующих самках. Детеныш родится длиной от 4 до 5,2 м, в среднем 4,5 м, после 11—12-месячной беременности. Молоком питаются 5—10 месяцев и за этот срок вырастают до 8—9 м. В трех пробах молока было обнаружено: жира — 45— 49 процентов, белка — 8,6—9,7 процентов, сахара — 0,35— 1,03 процентов, золы — 1,9—2,5 процентов и остальное — воды.

Раненых детенышей родители выталкивают на поверхность, чем вызывают у них дыхательный акт.

Половая зрелость наступает в 5—6 лет, когда в ушных пробках образуется 10— 11 слоев, а длина тела самок достигает в среднем 12 л и самцов — 11,7 м. Полного роста достигают в 15—17 лет, имея 30—35 слоев в ушных пробках, при средней длине самок 14,8 м и самцов 13,6 м. Самые старые самцы имели 48 лет, а самые старые самки — 38 лет.

Под водой горбачи часто меняют направление своего хода. Иногда подплывают к кораблям, играют возле борта и подолгу сопровождают суда. Обычно погружаются на 3—6 минут, максимум до получаса. На мелких местах под водой держатся меньше, чем на глубоких. Фонтанов дают от 3 до 8 с интервалами 4—15 секунд. В скорости хода они уступают настоящим полосатикам, делая 13—15, а при ранении 25 км/ч. Нередко полностью выпрыгивают из воды, ударяют и хлопают грудными плавниками о поверхность моря, выставляют на воздух голову или хвост. Во время спаривания под водой издают вой, вроде сирены,— от низкого тона до высокого и снова до низкого, а раненые издают очень громкие и отрывистые гудки. Еще более короткий звук горбатых китов, вроде «бр-р-брр», слышали в гидрофон и записали на пленку.

Горбач обрастает гораздо сильнее других полосатиков китовыми вшами, усоногими раками, на раковинах которых поселяются грозди морских уточек. На китовом усе поселяются комменсалы — круглые черви одонтобиусы.

В настоящее время охота на горбатого кита запрещена.

От этого кита получают жира 4—7 т, а мяса — втрое больше.



Похожие страницы