Косатка (Orcinus orca)

Косатка (Orcinus orca)



КОСАТКА (Orcinus orca)

единственный представитель рода косаток (Orcinus). Это крупнейшие и очень проворные плотоядные дельфины. Самки их достигают 8 м длины, а самцы 10 м и 8 т массы. Даже один внешний облик указывает, что перед нами опасные хищники, нападающие на крупную добычу. Голова умеренной величины, широкая, сверху слегка уплощенная, снабжена мощными жевательными мышцами, обеспечивающими крайне сильный прикус. Лобно-носовая подушка низкая, клюв не выражен. Все плавники сильно увеличены, но в особенности спинной: у старых самцов он в виде узкого равнобедренного треугольника 160— 170 см высотой, а у самок и молодых не выше 1 м и серпообразно вырезан на заднем крае. Грудные плавники широкие, овальные. Зубы массивные, по 10—13 штук в каждом ряду, уплощены спереди-назад; в поперечном сечении их корни четырехугольные. Толщина наибольших зубов по большему диаметру 30—50 мм. Зубы сидят исключительно прочно в расширенных крепких челюстях и специализированы к удерживанию и разрыванию крупной добычи. Тело сверху и с боков черное; над каждым глазом белое овальное пятно; за спинным плавником светлое седло (у самок его не бывает). Белая окраска горла позади грудных плавников суживается в полосу, идущую посередине брюха и расширяющуюся позади пупка в три языка: два из них заканчиваются на боках хвостового стебля, а средний — позади анального отверстия.

Косатка — настоящий космополит: живет во всех океанах от Арктики до Антарктики, где далеко заходит в плавучие льды. Косатка не встречается лишь в Черном море и море Лаптевых, но наблюдается даже в таких арктических морях, как Карское и Восточно-Сибирское (Чаунская губа). В тропиках встречается реже, чем в холодных и умеренных водах. Здесь она концентрируется вблизи тюленьих и котиковых лежбищ, близ мощных косяков рыбы и в районах китобойного промысла, где лакомится языками убитых китов. По-видимому, совершает сезонные миграции, как полосатики. Ее главная пища — рыба, головоногие моллюски и морские млекопитающие. На плотных косяках рыбы она может мирно пастись рядом с другими китообразными. Но если нет ни рыбы, ни моллюсков, может последовать нападение на любой вид полосатиков и серых китов, на многие виды дельфинов и ластоногих, на каланов и пингвинов. Расправляясь с крупной жертвой, хищники действуют стадом, при этом самки с детенышами держатся в стороне, но очень активны при поедании добычи. У кита косатки открывают пасть, впиваются зубами в его горло, кромсают массивный язык, кусают плавники, топят жертву, не позволяя ей выныривать на поверхность для дыхания.

Если они рвут добычу, то делают это, резко гребя назад грудными плавниками. Стадо дельфинов, тюленей или моржей косатки вначале окружают, а потом уничтожают по частям. Ударом спины по льдине они сбрасывают в воду дремлющих на льдинах тюленей.

На человека косатки не нападают, но и не проявляют перед ним страха, приближаясь к китобойным кораблям, катерам и лодкам. В неволе косатки миролюбивы, быстро привыкают к человеку и берут корм из его рук. В отгороженном участке залива Инглиш-Бэй (близ г. Ванкувер, США) молодая косатка (самец 467 см длиной и 1 т массой) прожила 3 месяца; она поедала 12—15 крупных лососевых рыб в день, но отказывалась от мяса и охотно подставляла свое брюхо для почесывания посетителям. Другая косатка (взрослый самец Наму длиной 655 см и массой 3,5 т) попала в сеть в июне 1965 г.. Ее поместили в клетку и, не вынимая из воды, с помощью корабля доставили в загон бухты г. Сиэтла. Здесь ей скармливали до 160 кг красной рыбы в сутки. Косатка подружилась с дрессировщиком, охотно катала его на своей спине по бухте, позволяла ему управлять своими движениями и очень любила, когда ее чесали щеткой. Теперь уже известно более дюжины случаев содержания косаток в загонах и океанариумах США и Канады. В круглом бассейне Сан-Диего и в других городах Америки публике показывают обученных косаток: они во весь свой рост прыгают в воздух, играют и подкидывают высоко мяч, стремительно возят на спине дрессировщика, открывают пасть, в которую кладет свою голову человек; в загонах эти хищники хорошо уживаются с другими видами дельфинов.

Звуковые сигналы косаток разнообразны: от высокого варьирующего тона до гулких стонов и криков мартовских кошек. Среди сигналов не слышалось свистов и визгов, характерных для дельфинов, но отмечались сигналы бедствия. Склонны к полигамии. Чаще спариваются зимой. Беременность продолжается 16 месяцев, поэтому роды приходятся обычно на весну и начало лета. Детеныши родятся длиной около 2,7 м, бывают очень игривы, кувыркаются вокруг родителей, которые своей головой их могут подбрасывать высоко в воздух. Половой цикл повторяется через три года.

Одну приметную косатку, по кличке Старый Том, рыбаки залива Туфолд, в Австралии, знали в течение 50 лет: она вместе с другими косатками во время охоты рыбаков на горбачей мешала китам выйти из залива, чем содействовала успешному лову.

Добывать косаток трудно, так как они очень быстроходны (до 55 км/ч), часто меняют курс и быстро распознают опасность. Ловят их преимущественно японцы и норвежцы ради мяса и жира, но регулярного промысла нигде нет. На Камчатке и Командорских островах мясом косаток, выброшенных морем, кормят собак и песцов.


Статьи в разделе:

Похожие страницы