Книга: Основы геоэкологии

Послесловие: намерения и реальность

<<< Назад
Вперед >>>

Послесловие: намерения и реальность

Обсуждение глобальной экологической ситуации со всей очевидностью указывает на состояние всемирного неблагополучия. Экосфера находится в остром кризисе, c элементами глобальной катастрофы. Кризис развивается вследствие деятельности человека, на основе противоречия между неуклонно растущим спросом на природные ресурсы и экологические «услуги», с одной стороны, и ограниченной доступностью ресурсов и пространства, с другой стороны. Очевидно, что несбалансированная взаимосвязь между человечеством и окружающей его средой приведет, рано или поздно, к глобальной экологической катастрофе. Деградация экосферы продолжается, и проблема сохранения цивилизации и выживания человечества становится проблемой человечества номер один.

Процесс деградации начался несколько тысячелетий тому назад. Он возрастал экспоненциально: вначале незначительно, а затем все более заметно. В течение последних десятилетий деградация экосферы стала предметом острых дискуссий и действий как правительственных, так и общественных организаций на национальном и глобальном уровнях. Роль и влияние экологических движений возрастала.

Независимо от предпринимаемых действий общественности и правительств, за прошедшее после Рио десятилетия практически все индикаторы состояния окружающей среды указывают на прогрессирующую деградацию экосферы. Обширная Программа на XXI век не стала в действительности всемирной программой действий. Ряд всемирных экологических конвенций, заключенных за последние 10–20 лет, можно рассматривать как большой успех, но они лишь в малой степени влияют на экологическое состояние мира. Политики по большей части перестали использовать экологические лозунги. Мир все еще велик по сравнению с попытками улучшения ситуации. Основная часть пара от паровоза уходит в гудок, поезд движется медленно и не всегда в нужном направлении.

Для решения проблемы эффективного соотношения окружающей среды и развития Комиссия Брунтланд рекомендовала внедрение стратегии устойчивого развития. С того времени, то есть практически на протяжении жизни целого поколения, устойчивое развитие провозглашалось как сверхприоритетная стратегия, как главное средство разрешения глобального геоэкологического кризиса.

В мире около 200 стран. Большинство из них приняло документы или решения, которым присвоено название национальных стратегий устойчивого развития. Многие приняли так называемые стратегии устойчивого развития в том виде, насколько они соответствуют текущим интересам стран, в частности, поддержанию их устойчивости, не обязательно экологической.

Планы устойчивого развития стран основаны на стратегии действий «как обычно» («as usual»), то есть на приоритете экономического роста, с выделением относительно небольшой доли средств на охрану окружающей среды, прежде всего на поддержание приемлемого, в меру сил, качества воды и воздуха, но и этого удается достичь лишь немногим богатым странам.

Основой истинно устойчивого развития должны стать возобновимые ресурсы экосферы. Пока что они деградируют со скоростью, значительно превышающей их воспроизводство. Это относится к ресурсам воды и почвы, к биологической продуктивности и биологическому разнообразию, к пространственному распространению и состоянию природных и антропогенных экосистем.

Несмотря на принятие так называемых национальных стратегий устойчивого развития во многих странах и на порядок большее число предлагаемых стратегий, пока нет примеров успешного управления экосферой при ведущей роли возобновимых ресурсов на национальном или, тем более, глобальном уровне. Стратегия устойчивого развития зашла в тупик.

Попытки выхода на наднациональный уровень в стратегии устойчивого развития делались. К этим попыткам надо прежде всего отнести три ключевые Конференции ООН – Стокгольмскую 1972 г., в Рио-де-Жанейро 1992 года и в Йоханнесбурге в 2002 г. Несомненно, что конференции принесли положительные результаты в деле консолидации экологических движений различных типов.

Вместе с тем эти конференции ООН по большому счету и с позиций исторической перспективы можно рассматривать как провал. Последние 30 лет, от Стокгольма (1972) до Йоханнесбурга (2002), не изменили уже привычной тупиковой ситуации: разграбления ресурсов, пренебрежения биологическими аспектами управления геоэкосистемами и нежелания зажиточной части всемирного сообщества поступиться некоторой долей ее благополучия. Общий положительный эффект выполняемых проектов в области проблем окружающей среды и развития очевидно скромнее общей деградации экосферы. Ее состояние ухудшается, несмотря на конференции, публикации, конвенции и прочие действия, в определенной степени полезные, но не изменяющие сущности процесса деградации.

Имеются все основания полагать, что устойчивое развитие, как и многие другие утопии, недостижимо. Разве не столь же утопична, но недостижима абстрактно красивая идея коммунизма?

Антропогенная трансформация экосферы за последние полстолетия, достигшая уровня глобального геоэкологического кризиса, холодные и горячие войны, экономические депрессии и кризисы, глобализация деятельности человека, конфессиональные конфликты и пр. быстро изменяли состояние здоровья и благополучия людей на Земле при возрастающих имущественных и социальных различиях. Эти и многие другие факторы поставили безопасность каждого индивидуума на наивысшую ступень в системе глобальных приоритетов.

Морально-этические вопросы формирования и развития личности также, видимо, относятся к этой категории проблем. Сценарии дальнейшего развития событий в мире приводят к заключению, что человек и человечество столкнутся с большими трудностями в процессе выхода из кризиса или, что еще хуже, в процессе дальнейшей катастрофической деградации экосферы. Вероятно, наиболее трудно будет научиться достижению соглашений о совместных действиях на глобальном, экосферном уровне. Чтобы выйти из глобального геоэкологического кризиса, людям необходимо будет, в конечном итоге, придти к кодексу поведения для согласованного принятия и исполнения решений на глобальном уровне, иными словами, для попыток координированного управления экосферой.

Задача современности – найти пути реального перехода от утопии к действительному и эффективно работающему механизму глобального управления.

Морально-этический комплекс должен играть главнейшую роль в решении вопросов глобального геоэкологического кризиса.

За надеждами ожидаемых успехов устойчивого развития кроется слепая вера в возможности человека. Вероятно, устойчивое развитие было в какой-то степени возможно, пока население мира было 1–2 миллиарда человек. Сейчас, при более чем 6 миллиардах, устойчивое развитие – это поиск невозможного, поскольку это попытка научиться управлять сверхсложной машиной, детали механизма которой от нас скрыты. Дальнейшая деградация экосферы, вероятно, принесет еще больше сложностей в попытках решить важнейшую геоэкологическую проблему XXI века.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 4.688. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
Вверх Вниз