Книга: Почему перелетные птицы возвращаются домой

Расселение молодых птиц из родных мест

<<< Назад
Вперед >>>

Расселение молодых птиц из родных мест

После оставления гнезда слетки определенное время держатся с родителями (или с одним из родителей), которые их «водят» либо непосредственно в районе гнезда, либо на каком-то расстоянии от него. Например, у альбатросов слетки в первые месяцы жизни до подъема на крыло (в возрасте 5 мес) кочуют пешком в пределах 2 км. от гнезда, регулярно возвращаясь к нему. Взрослые птицы кормят молодых только возле гнезда, поэтому им приходится постоянно возвращаться к нему после своих блужданий.

У уток самка часто сразу уводит выводок от гнезда. Американские исследователи в штате Северная Дакота провели с помощью радиопередатчиков, прикрепленных к спине самкам крякв, слежение за перемещениями 25 выводков. До подъема на крыло (в возрасте около 2 мес) выводки использовали от 1 до 10 водоемов, причем большинство перемещений по суше происходило до двухнедельного возраста. Площадь обитания варьировала от 4 до 20 га. Площадь территории, на которой перемещался выводок, обычно резко возрастала в первую неделю и почти стабилизировалась после двухнедельного возраста птенцов.

Наблюдения за 14 самками каролинской утки (снабженными радиопередатчиками) с выводками в том же штате показали, что в первые 2 дня после ухода с гнезда самки вели выводок к определенным местам на расстоянии до 9 км. вдоль реки. Выводки в 5 раз чаще держались в старицах, чем в русле реки. Иногда они перемещались между старицами посуху, но река все равно служила основной магистралью для перемещения выводков. Перемещения выводков в первую очередь связаны с поиском наиболее богатых кормом мест. Старицы богаче растительностью, чем сама река.

У дневных хищных птиц молодые после оставления гнезда (в возрасте около месяца и позже) держатся вместе с родителями довольно долго. Например, у пустельги выводки не распадаются до осеннего отлету. Как выяснил И. Ньютон, в Англии молодые перепелятники после оставления гнезда в течение 3–4 нед держатся в его окрестностях, где их продолжают кормить родители.

У куликов в первые сутки пуховички держатся вблизи гнезда. Потом они начинают проявлять активность. Так, у камнешарки оперившиеся птенцы переселяются из шхер Балтийского моря на открытый берег моря. Летать молодые птицы начинают на 25-й день жизни. Незадолго до этого, когда молодые начинают «подлетывать», самки оставляют выводки и откочевывают прочь. Самцы же держатся с выводком, пока птенцы не станут вполне самостоятельными. Поэтому кочевки у самцов происходят на две недели позже, чем у самок.

У черных стрижей птенцы находятся в гнезде достаточно долго. В наиболее благоприятных случаях они вылетают из гнезда на 35–40-е сутки, в неблагоприятные дни задерживаются в гнезде до 56 сут. После вылета птенцы сразу могут летать и самостоятельно кормиться. У стрижей отсутствует период семейной послегнездовой жизни. Нередко молодые стрижи после вылета из гнезда сразу покидают свою гнездовую территорию.

В отличие от стрижей птенцы у ласточек раньше покидают гнездо (в возрасте трех недель), и родители докармливают их после этого несколько дней. На ночевку птенцы ласточек часто возвращаются в гнездо. У пурпурной ласточки, гнездящейся в Северной Америке, самки первую неделю после вылета приводили молодых к гнезду, после чего птенцы сами возвращались на ночевку в родное гнездо. Позже взрослые птицы начинают прогонять молодых с гнездовой территории.

В целом у воробьиных птиц продолжительность пребывания птенцов в гнезде довольно сильно варьирует. У мелких птиц птенцы находятся в гнезде около 2 нед, у крупных (например, у ворона) до 40 сут. У многих видов птенцы после вылета еще не способны летать, Поэтому перемещаются либо прыжками по земле, либо перепархивая с ветки на ветку. Некоторые виды, в основном дуплогнездники (мухоловки, синицы, скворцы), в связи с более длительным пребыванием в гнезде (до трех недель), способны к полету сразу после вылета пз гнезда. Крупные виды начинают летать обычно позднее мелких: серые вороны становятся летными в возрасте 35 сут., сойки — 25, дрозды — 16, соловьи — 15 сут.

У мухоловки-пеструшки после вылета из гнезда слетки держатся в составе выводка около двух недель. На Куршской косе в это время большинство особей кочуют в пределах 1 км. от родного гнезда, хотя часть особей к моменту распадения выводка успевает уйти на 2–5 км. от места рождения. Повторные отловы (до 5 раз) одних и тех же особей в большие стационарные ловушки, противоположно направленные, показали, что птицы перемещаются то к северо-востоку, то к юго-западу от места вылупления, совершая таким образом, «челночные» кочевки размахом до 600 м. Выводок могут водить оба родителя, но могут водить раздельно: часть выводка — самка, часть — самец.

Продолжительность пребывания молодых птиц в районе рождения (в радиусе 1 км.) у воробьиных видов, гнездящихся на Куршской косе, заметно варьирует (рис. 17). Раньше всех из района рождения уходят деревенская ласточка, мухоловка-пеструшка, зеленая пересмешка, белая трясогузка, обыкновенная чечевица. Дольше всех задерживаются в районе рождения славка-завирушка и часть особей (около 10 %) у лесного конька и зяблика. Зяблики, родившиеся на участке, изолированном от лесного массива косы песчаными дюнами, держатся в среднем на 12 дней дольше, чем в районе полевого стационара «Фрингилла», где лесная полоса непрерывна.

До начала осенней миграции молодые птицы могут переместиться на самое разное расстояние от родного гнезда. Одни особи расселяются в пределах нескольких километров, в то время как другие улетают на десятки и даже сотни километров от места вылупления. Я. А. Виксне предложил разделять «ближнюю» и «дальнюю» дисперсии. Природа близкого и далекого расселения, считает Виксне, существенно отличается. Дальнее расселение, вероятно, в большинстве случаев осуществляется как врожденный акт, а ближнее расселение нередко происходит в результате вынужденного ухода птиц. А. С. Мальчевский считал, что характеристики ближней дисперсии с эволюционной точки зрения являются и характеристиками гнездового консерватизма, так как они отражают степень оседания птиц при возврате их на места размножения в районе их рождения или около него. Во всяком случае, к существенному обмену генной информацией между популяциями она может привести лишь с течением очень длительного времени, и то при отсутствии территориально-механической изоляции. В. Р. Дольник высказал соображение, что при дальней дисперсии рассеивание птиц происходит во всех или многих направлениях, но перемещение каждой особи происходит в определенном направлений. Эта дисперсия определяется генетическими особенностями особи и не связана непосредственно с пищевым фактором. Адаптивное значение дальней дисперсии — генный обмен между популяциями.


Рис. 17. Возраст (А) и сроки (Б), в котором молодые птицы покидают район рождения на Куршской косе.

Начало темной полосы — возраст и сроки, к которому большинство птенцов вылетают из гнезда. Конец темной, заштрихованной и светлой полос указывает, к какому моменту из района рождения исчезает 70, 90 и 100 % особей из числа пойманных в большие ловушки птиц. Стрелка указывает уход 50 % особей. 1 — вертишейка, 2 — деревенская ласточка, 3 — мухоловка-пеструшка, 4 — весничка, 5 — зеленая пересмешка, 6 — ястребиная славка, 7 — славка-завирушка, 8 — белая трясогузка, 9 — лесной конек, 10 — сорокопут-жулан, 11 — зяблик, 12 — обыкновенная чечевица.

Рассмотрим несколько примеров послегнездовой дисперсии у перелетных птиц. Дж. Дорст в книге «Миграции птиц» пишет, что, как только молодые серые цапли встанут на крыло, они широко разлетаются. Птицы, окольцованные в мае в Центральной Франции, были пойманы в июле и августе не только на севере Франции, но и в Бельгии, Голландии, Западной Германии и даже в Англии. Серые цапли, окольцованные птенцами в ГДР, в июне отлавливаются в радиусе до 25 км. от места вылупления, в июле — до 50 км., но из мест, где мало водоемов, птицы могут улетать и дальше (до 500 км.). В августе часть птиц обнаруживается на расстоянии 1000–2000 км. В сентябре около 80 % повторных встреч приходится на районы, расположенные севернее 50° с.ш. Столь выраженные послегнездовые кочевки характерны и для других видов цапель. Предполагается, что эти кочевки связаны с поиском подходящих мест гнездования.

У кряквы, как показала Т. П. Шеварева, 84 % молодых особей распределяются в послегнездовой период в пределах 120 км. от места рождения, 16 % особей расселяются на большие расстояния (до 1000 км.).


Рис. 18. Расселения молодых птиц в июле (А) и августе (Б) и взрослых при первом гнездовании (В) у обыкновенной пустельги в ГДР.

Расстояния от центра круга (место рождения) соответствуют логарифмическому изображению границ от 10 до 1000 км.

Хищные птицы (орлы, канюки, луни, ястреба и сокола) расселяются в первое свое лето в пределах нескольких десятков километров от родного гнезда. Например, канюки, окольцованные птенцами в ГДР, в июле встречаются уже в пределах 40 км. от места вылупления. В августе из 37 встреч окольцованных птиц 6 особей обнаружены на расстоянии свыше 50 км. от гнезд, самая отдаленная встреча была зарегистрирована в 172 км. У пустельги окольцованные молодые птицы в июне и июле встречаются преимущественно в пределах 20 км. от места рождения (рис. 18), хотя отдельные особи были обнаружены на расстоянии нескольких сот километров (до 400). В августе они расселяются еще дальше. Отдельные особи зарегистрированы на расстоянии 400–600 км. от родного гнезда.

Дж. Нисбет установил, что молодые речные крачки широко расселяются после поднятия на крыло. Некоторые особи перемещаются на 400 км. от родной колонии в различных направлениях. Расселение на большие расстояния характерно также для многих видов чаек.

Мелкие воробьиные птицы тоже проявляют склонность к расселению в молодом возрасте, правда, дальность дисперсии у них обычно меньше, чем у крупных птиц.

Д. Лэнгслоу проанализировал свыше 400 сообщений о находках окольцованных в Англии и Ирландии славок-черноголовок. Анализ показал, что в июле — августе молодые птицы разлетаются лишь в пределах 25 км. от гнезда. Только в сентябре, когда у черноголовки начинается осенняя миграция, их обнаруживают на расстоянии более 100 км.


Рис. 19. Дальность и направленность расселения на Куршской косе молодых мухоловок-пеструшек в послегнездовой период.

Гистограмма и выровненная кривая показывают долю птиц (из числа окольцованных птенцами), которые попались в большие ловушки во время послегнездовых перемещений.

Е. Хаукиойя исследовал послегнездовую дисперсию у камышовой овсянки в Финляндии. Он установил, что до 15 июля молодые держатся в пределах 2 км. от места вылупления, с 16 июля по 25 августа, когда у них идет постювенильная линька, они распределялись в радиусе 4 км. от гнезда.

Анализ 274 поимок окольцованных птенцами мухоловок-пеструшек в стационарные ловушки в послегнездовой период на Куршской косе показал, что молодые птицы расселяются преимущественно в пределах 6 км. от места рождения (рис. 19). Около 10 % особей были пойманы на расстоянии от 6 до 13 км. Сходные данные по послегнездовому расселению молодых мухоловок получены и в других частях ареала — в Карелии (А. В. Артемьевым и В. И. Голованем) и Голландии (Дж. Баленом).


Рис. 20. Направленность расселения на Куршской косе в послегнездовой период молодых мухоловок-пеструшек (1), зеленых пересмешек (2), славок-завирушек (3), ястребиных славок (4), весничек (5) и зябликов (6).

Темная полоса — доля птиц, расселившихся к юго-западу от места рождения, светлая полоса — к северо-востоку.

Молодые зяблики на Куршской косе расселяются преимущественно в пределах нескольких километров, хотя часть птиц в июле встречается на расстоянии более 10 км. от места вылупления. В августе, поймано несколько особей на расстоянии 20–30 км. от родного гнезда. За время кочевок молодые зяблики могут покинуть Куршскую косу и выйти на материковую часть суши.

У пеночки-веснички молодые птицы в возрасте от 30 до 55 сут., когда происходит расселение, обнаруживаются (на Куршской косе и на побережье Ладожского озера) преимущественно в пределах 3 км. от места вылупления. Однако некоторые птицы в этом возрасте были пойманы на расстоянии 26 км. от родного гнезда. Следует принять во внимание, что эффективность обнаружения окольцованных птиц на больших расстояниях существенно снижается, поэтому доля особей, расселившихся более чем на 10 км. от места вылупления, в действительности выше.

Важно знать, не только на какие расстояния расселяются молодые птицы, но и по каким направлениям. У некоторых видов — серой цапли, кваквы, обыкновенной и серебристой чаек — молодые в послегнездовой период смещаются преимущественно в северных направлениях. Такие северные перемещения обнаружены и у некоторых хищных птиц — орланов, канюков, пустельги. К. Бролей указывает, что молодые орланы-логохвосты из Флориды летят в послегнездовой период далеко на север за очень короткое время. Одна особь пролетела за месяц 2575 км. Молодые орланы-белохвосты, окольцованные в Польше и ГДР, были обнаружены северо-восточнее — на территории СССР, одна из птиц пролетела почти 1300 км.

У других видов молодые птицы в процессе расселения смещаются преимущественно к югу. Так, на Куршской косе молодые мухоловки-пеструшки, зеленые пересмешки, славки-завирушки, ястребиные славки и веснички достоверно в большей степени смещаются к юго-западу, чем к северо-востоку (рис. 20). Причем у мухоловки-пеструшки в годы с поздними сроками гнездования популяции молодые птицы имеют более выраженную тенденцию к смещению на юго-запад, чем в «ранние» годы. Доминирование южных направлений у указанных видов, вероятно, объясняется тем, что у молодых птиц очень рано (уже в июле) появляется тенденция к перемещению в направлении зимовок. Например, молодых мухоловок-пеструшек, окольцованных в нашей стране, уже в августе находят в Италии, Португалии и Марокко. Кроме того, проверка молодых птиц этих видов на ориентацию в круглых клетках М. Е. Шумаковым на Куршской косе показала, что юго-западная направленность двигательной активности у них появляется уже в середине июля.

Однако у других перелетных видов расселение молодых птиц идет в разных направлениях, как это часто наблюдается у оседлых видов. Например, у зяблика на Куршской косе молодые птицы в июле расселяются примерно в равной степени к северо-востоку и юго-западу от места рождения (рис. 20). Зяблики зимуют главным образом во Франции и Испании, поэтому, вероятно, тенденция двигаться в сторону зимовки у молодых птиц появляется несколько позже, чем у дальних мигрантов. Правда, в южной Англии обнаружено, что у дальнего мигранта — веснички, зимующей в Экваториальной Африке, расселение молодых в июле идет в разных направлениях. Миграция на юго-восток начинается преимущественно в августе, после окончания линьки.

Итак, у многих перелетных видов — от альбатросов до мелких воробьиных — молодые птицы, приобретя самостоятельность, проявляют склонность к расселению из района рождения. Расстояние, на которое они перемещаются при этом, может существенно отличаться не только у разных видов или популяций, но и у членов одного выводка. Какая-то часть молодых птиц у большинства видов всегда остается непосредственно в районе рождения до начала осенней миграции. У одних видов или популяций доля таких «оседлых» особей больше, у других меньше. Большинство особей расселяются в пределах нескольких километров или десятков километров, лишь незначительная часть птиц (менее 10 %) перемещаются в послегнездовой период на сотни, а то и тысячи километров. Существенно может отличаться у разных видов и направленность расселения молодых птиц. У дальних мигрантов перемещения молодых птиц в сторону зимовки, вероятно, начинаются рано, практически после приобретения ими самостоятельности, тогда как у ближних мигрантов они происходят несколько позже. Однако и у дальних мигрантов часть особей, видимо, всегда расселяется к северу от места рождения. Таким образом, у перелетных птиц имеет место разнообразие в отношении как дальности, так и направленности расселения.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 5.859. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
Вверх Вниз