Книга: Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история

Московитов на улице Баркор больше нет

<<< Назад
Вперед >>>

Московитов на улице Баркор больше нет

Для большинства иностранцев Тибет начинается с Лхасы, самого высокогорного города мира (3490 метров над уровнем моря), где в каждом номере гостиниц установлены кислородные аппараты. Правда, бесплатные аппараты почти никогда не работают, а переносные баллончики с чистым воздухом надо покупать. В самой Лхасе дышать можно и без баллончиков, если не бегать и не делать резких движений. Выйдя из гостиницы, мы с коллегами-журналистами неспешно двинулись куда глаза глядят.

Обычная улица небольшого провинциального китайского города. Одноэтажные лавки, закусочные, парикмахерские. Стоп! Парикмахерских подозрительно много. Перед ними на скамеечках сидят девицы, очевидно освободившиеся от стрижки-бритья. Но вот к скамеечке подкатывает внедорожник, из него выходят двое в какой-то военизированной форме и, не заходя в заведение, начинают оживленную беседу с выстроившимися в ряд мастерицами. Недолгий диспут заканчивается, приезжие и несколько «парикмахерш» уезжают. Только тогда до наших пытливых журналистских умов доходит суть происходящего. Эксперты напоминают, что из-за тяжелого климата командированные из «материкового» Китая приезжают на два-три года и не берут с собой жен. Возникающие физиологические проблемы решаются естественным образом.

На довольно пустынной сначала улице становится больше людей, повышается этажность придорожных торговых заведений. Показались золотые крыши храма. Улица вливается в настоящий широкий проспект, правда не прямой, как полагается проспекту, а круглый! Это знаменитая улица Баркор, в прямом смысле слова окружающая величественный монастырь Джокханг. Баркору несколько веков, еще в 1716 году христианский миссионер Ипполито Дезидери докладывал своим иезуитским командирам, что в районе квартала Баркор сложилось международное торговое сообщество из монголов, китайцев, московитов, армян, кашмирцев, непальцев и выходцев из Северной Индии. Уже тогда из Лхасы вывозили не только золото, но также такие экзотические товары, как сушеные хвосты яков, мускус, разнообразные лекарства тибетской медицины, меха, а ввозили чай, сахар, шафран, кораллы, янтарь. Сегодня на Баркоре не видно московитов и индусов, зато много китайцев, уйгуров и хуэйцзу (китайских мусульман) из соседних Синьцзяна и Цинхая, которых выделяют традиционные для мусульман белые шапочки. Для одних Баркор – это длинная ярмарка с множеством лотков, лавочек и магазинов. Для других – заключительный этап паломничества к буддийской святыне, какой является один из самых больших и самых намоленных храмов Тибета.


Сувениры бывают разные…


Лавка на улице Баркор

Вереницы бедно одетых и явно усталых мужчин, женщин и детей медленно движутся друг за другом, то падая ниц и простираясь на земле, то снова вставая, воздевая к небу руки с закрепленными на ладонях деревянными плоскими дощечками, которые играют роль «обуви» при вставании с земли. Снова упасть ниц, снова растянуться на земле, вытянув руки вперед, снова встать… Обычно паломники трижды проходят-проползают вокруг Джокханга. За спиной у некоторых из них деревянная «койка» и матерчатая подушка, с которыми они проделали многодневный путь до Лхасы. Выехав из столицы Тибета через пару дней, мы видели на горных дорогах настоящие караваны паломников. Кто-то совершал уже известные нам движения «лечь-встать-лечь», кто-то вез на себе тележку со скарбом и запасом продуктов. Требующий немалой физической силы молитвенный обряд довелось видеть затем и в других местах Тибета, богатых почитаемыми монастырями и храмами. Есть и другие формы общения с богами. В руках у некоторых верующих молитвенные барабаны, которые они постоянно крутят, каждый оборот барабана приравнивается к прочтению священной сутры, свернутый в рулон текст которой спрятан внутри барабана. Немало людей ходит вокруг храмов, вращая установленные обычно вдоль одной из внешних стен большие бронзовые барабаны с начертанными священными знаками-символами буддизма.

Паломники идут в Лхасу издали, дав обет либо искупить свои грехи, либо попросить Будду о даровании милости. Заодно они везут с собой что-нибудь на продажу, чтобы оправдать путешествие. Нехитрые товары – топленое масло и сушеный творог из молока яка, меха, полудрагоценные камни и предметы национальной одежды. Их либо продают посредникам с центрального рынка, либо пытаются продать на торговой улице Баркор. Туристки из западных стран впадают в неистовство при виде всевозможных украшений из серебра, бус и браслетов из голубых, желтых, коричневых, белых, зеленых камней. Мужчинам интереснее бронзовые статуэтки Будды, молитвенные барабаны, традиционные ножи, кожаные шляпы. Встречаются и страшноватые сувениры. Вот чаша для вина, сделанная из затылочной части человеческого черепа и обрамленная по краям серебром. Вот свирель из кости. «Самые звонкие инструменты получаются из костей девственниц, но они уже все проданы», – объясняет продавец. Хочется купить все – расшитые традиционными орнаментами мужские матерчатые сапоги, женские передники и халаты, коврики, замечательные сундуки для путешествий с нарисованными яркими красками львами или благопожелательными орнаментами. Несколько лавок торгуют танка, типичными для Тибета, Цинхая и других горных районов Китая буддийскими иконами, которые нарисованы клеевыми красками на шелке. На танка чаще всего изображен Будда, встречаются лики его учеников, сцены из буддийских преданий и тибетской истории.

В специализирующейся на продаже танка лавке, которую содержит молодой художник, на глазах у посетителей рисующий все новые произведения, мы познакомились с буддийским монахом – ламой. Он сам обратился к нам на сносном английском языке и, узнав, что мы из России и интересуемся буддизмом, пригласил посетить свой монастырь Джокханг. Наш новый знакомый был лет 30, рослый, атлетически сложенный, со спокойным и приветливым лицом. На нем ладно сидело монашеское одеяние пурпурного цвета, на ногах простые сандалии, на голове очень короткая стрижка. Лама по пути объяснил причину почитания монастыря Джокханг. Оказывается, великий учитель Гуру Римпоче (Падмасамбхава) сражался на месте нынешней Лхасы со злой женщиной-демоном, победил ее и на месте сердца поверженной фурии основал монастырь. Сильно приукрашенные нашим знакомым события реально происходили в VIII веке, когда объединивший весь Тибет царь решил сменить местную религию бон на буддизм и пригласил из Индии миссионеров, включая знаменитого монаха Падмасамбхаву. Под его руководством началась титаническая работа по переводу буддийских книг на тибетский язык, и тем самым в горной стране был заложен фундамент новой веры.

Лама провел нас прямо в монастырь где, впрочем, свободно ходили сотни верующих. Сначала мы побывали в его келье, очень маленьком и очень скромно обставленном помещении с кроватью, тумбочкой и несколькими танка на стенах. Я подарил ламе небольшую икону, купленную перед поездкой в Троице-Сергиевой лавре. Подарок был с удовольствием принят и тут же установлен на тумбочке. Затем нас повели в зал для молитв, украшенный резными деревянными колоннами, какими-то знаменами и расшитыми занавесками. Мы остались стоять при входе, где лежали сандалии и прочая обувь монахов. Около 30 сверстников нашего знакомого сидели в несколько рядов на подушках и хором нараспев читали сутру. Время от времени один из лам звонил в колокольчик, раздавались также удары в бронзовый барабан или пронзительные звуки труб. По завершении молитвы началась церемония распределения подношений верующих. Старший лама внес большой бронзовый таз с разноцветными полудрагоценными камнями, и каждый монах зачерпывал по несколько горстей, складывая свою долю в пластиковый пакет. Отойдя от зала для молитв, мы увидели деревянные полки, уставленные бронзовыми статуэтками Будды разных размеров. В них не было бы ничего необычного, если бы лицо божества не было прикрыто белым куском ткани. Оказывается, эти изваяния ждут покупателей или, скорее, жертвователей. Купленные статуэтки будут установлены в главном зале монастыря рядом с главной статуей Будды, и, таким образом, просьба благотворителя будет скорее услышана Богом. Экскурсия по храму Джокханг закончилась на его плоской крыше. Глянув вниз, можно было рассмотреть внутреннее пространство монастыря с несколькими этажами келий и молитвенных залов. Посмотрев вдаль – насладиться величественным видом города и дворца Потала.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 0.235. Запросов К БД/Cache: 0 / 0
Вверх Вниз