Книга: Разные человечества

В какую геологическую эпоху мы живем?

<<< Назад
Вперед >>>

В какую геологическую эпоху мы живем?

Мы живем в Ледниковую эпоху: в геологическое время, когда в окрестностях обоих полюсов существуют обширные покровные оледенения. Вообще все Ледниковые эпохи занимают только 3 % всей истории Земли, но именно в эти эпохи происходят самые интересные события эволюции.

Сегодня считается, что возраст оледенения Антарктиды – порядка 25–30 млн. лет назад, до этого ледники на Земле были только высоко в горах.

В Северном полушарии 3 млн. лет назад началось оледенение: и здесь ледники лежали на уровне моря. Во время наступления ледников – до широты современной Центральной Европы. В межледниковья – как сейчас: «только» в современной Гренландии или на островах Канадского арктического архипелага. Причем на «теплые» межледниковые периоды приходится примерно только десятая часть всего времени из этих 3 млн. лет.

Первым эпоху Великого Оледенения выделил французский геолог Ж. Денуайе в 1825 году. Более ранний период Денуайе разделил на три части и назвал его третичным. Эпоху Великого Оледенения Денуайе разделил на четыре сменявших друг друга этапа оледенения. В наше время многие считают третичный и четвертичный период порядковыми номерами эпох; кто-то даже написал про «пятеричный» современный период, но это глубоко неграмотно.

В 1832 английский геолог Ч. Лайель ввел для молодых морских отложений, непосредственно предшествующих современным, название «плейстоцен». Вскоре четвертичный период стали делить на плейстоцен – эпоха Великого Оледенения, и голоцен – или послеледниковая эпоха, в которую мы живем.[70]

Лайель же сообщил, что четвертичный период длился 100 тысяч лет. С ним не согласились почти сразу, «опустив» возраст четвертичных отложений до 500–600 тысяч.

Сейчас трудно представить себе, какие страсти бушевали вокруг ледникового периода. Само его существование бросало вызов религиозным догмам, возбуждало самую смелую научную мысль.

Не случайно же борьба за идеалы анархизма и научная работа так причудливо и тесно переплетаются в судьбе князя Петра Алексеевича Кропоткина!

После путешествия в Сибирь Кропоткин убедился – в Сибири тоже было оледенение. Ледники лежали выше 900 метров над уровнем моря, во время наступлений ледников спускались до 300 метров. Это по факту неверно, но сам по себе спор о покровных ледниках в Сибири был таким же способом борьбы с «поповщиной», как распространение анархистских листовок.

Студенты, особенно из поповичей, очень увлекались тогда потрошением лягушек и другими «занятиями естественными науками». Ну что ж! Одни, как персонаж Тургенева, Базаров, потрошили лягушек… порой сами не очень понимая, зачем именно они это делают. Другие обосновывали теорию ледникового периода.

После путешествия в Швецию и Финляндию Кропоткин убеждается: валуны и изборожденные льдами скалы доказывают распространение ледника далеко на юг. Несколько раз ледник полз на юг, до 50–52° широты, и отступал. Мысль, что ледники переходили через Балтийское море в Финляндию и Северную Германию, Польшу, Англию, и распространялись в России до широты почти 50°, – казалась совершенно невероятной. Эта идея «циклического» ледника была для тех времен необычайно смелой – в том числе и потому, что заставляла «продлевать» время существования Ледникового периода и «удревнять» все даты.

Появление валунов до Кропоткина предпочитали объяснять тем, что холодное море принесло валуны на льдинах, и произошло это всего один раз. Считалось, что эти льдины отрывались от ледников, покрывавших горные страны Скандинавии и Шотландии, которые возвышались над морем, затопившим низменности Европы, переносились течениями на юг, и каменный груз ледниковых морен, заключенный во льду и на нем, падал при таянии льдин на дно моря.

Кропоткин одновременно дописывал свой научный труд и вел революционную пропаганду. Его и арестовали потому, что не убежал вовремя: делал доклад в Географическом обществе о ледниковых отложениях в Финляндии и России. Доклад считается одним из самых блестящих за всю историю Общества, по итогам доклада П. А. Кропоткину предложили занять место председателя Отделения физической географии.

А на следующий день в момент отъезда из России он был арестован и два года провел в Петропавловской крепости. В заключении он продолжал научную работу, получал, по ходатайству Географического общества, книги из библиотеки Академии наук. Он написал два тома о Ледниковом периоде! Первый том политзека Кропоткина был даже издан Географическим обществом.[71]

Самым главным итогом работы П. А. Кропоткина стала идея периодических наступлений и отступлений четвертичного ледника.

В 1909 году для древнего оледенения Альп два немецких ученых, А. Пенк и Э. Брюкнер, разработали схему, которая в 1932 году на конференции Международной ассоциации по изучению четвертичного периода стала официальной, международно признанной основой периодизации четвертичного периода.[72]

По речкам у подножья Альп, где они производили свои исследования, Пенк и Брюкнер назвали четыре ледниковые эпохи: гюнц, миндель, рисс и вюрм.

Межледниковья получили двойные названия: гюнц-миндель, миндель-рисс и рисс-вюрм. Просто, наглядно, конкретно. Английский ученый Зейнер предложил для этих эпох абсолютные даты.

Вот его таблица:

Таблица Зейнера для ледниковых периодов


Разумеется, эти даты уже в 1932 году признавали далеко не все ученые.

Общая тенденция – удревнение всех абсолютных дат.[73] Гюнц – первая эпоха оледенения в Альпах, начало всей Ледниковой эпохи. «Возраст его оценивают от 1650–1300 до 650–600 тыс. лет назад».[74]

Разумеется, сразу же после появления четырех стадий начался спор о словах: полигляциалисты, то есть сторонники многих оледенений, считают, – в течение четвертичного периода было несколько оледенений, сопровождающихся каждый раз сменой флоры и фауны во всех областях Земли, которые подвергались влиянию наступления и отступления ледника.

В отличие от них, моногляциалисты, сторонники одного ледника, считают, что была только одна ледниковая эпоха и можно говорить лишь о ее различных стадиях, о смене похолоданий и потеплений.

Какой смысл спорить о том, был ли один ледник или несколько, если и полигляциалисты, и моногляциалисты признают одни и те же геологические события?! Они их просто по-разному называют и спорят о собственных словах.

Гораздо важнее, что по-разному определяются количество оледенений, их точный возраст и продолжительность в плейстоцене Европы.

Некоторые ученые считают, что оледенений было шесть, и вводят между минделем и риссом еще две ледниковые эпохи – кандер и глюч.

Другие тоже считают, что оледенений было шесть, но вводят оледенения дунай и бибер – оба древнее гюнца.

Нет единого мнения о том, когда же начался Ледниковый период. В 1832 году называли цифру 100 или 200 тысяч лет назад. К концу XIX века уверенно говорили о 600 тысячах. В XX веке стали называть цифру 1 млн. лет. Сегодня продолжительность четвертичного периода определяют чаще всего в диапазоне в 2,8 или 3–3,5 млн. лет.

<<< Назад
Вперед >>>

Генерация: 6.174. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
Вверх Вниз