Черепаха слоновая (Testudo elephantopus)

Черепаха слоновая (Testudo elephantopus)



ЧЕРЕПАХА СЛОНОВАЯ (Testudo elephantopus)

живет на Галапагосских островах. Громадный панцирь ее достигает 110 см длины и 60 см высоты. Толстые и мощные столбообразные ноги поддерживают тяжеловесное туловище. Вес взрослых экземпляров составляет около 100 кг, а отдельные гиганты весят до 400 кг. Карапакс довольно круто опускается сзади, а спереди почти не загибается книзу, оставляя широкое отверстие для передних ног и длинной сравнительно тонкой шеи. Самцы заметно крупнее самок и отличаются большей длиной хвоста. Слоновые черепахи составляют, бесспорно, наиболее яркую достопримечательность Галапагосских островов. Недаром испанские мореплаватели, открывшие в XVII в. эти острова, дали им такое название (galapago — крупная черепаха). В те времена черепахи жили там в неисчислимых количествах. Склоны гор были буквально усыпаны ими. Такое обилие легкодоступного провианта привлекало к этим островам китобоев и пиратов. Перед дальней дорогой они заполняли трюмы своих кораблей сотнями черепах, что обеспечивало их свежим и вкусным мясом, избавляло от голода и цинги. Выносливые животные проводили в трюмах до 12 —14 месяцев без еды и питья, не обнаруживая заметного истощения. Истребление черепах принимало гигантские размеры — по судовым журналам подсчитано, что только 79 китобойных судов за 36 лет в середине прошлого века вывезли с островов 10 373 черепахи. По примерной оценке, за три столетия мореплаватели

уничтожили около 10 миллионов этих животных. Поскольку отлов и транспортировка на корабль крупных особей была весьма затруднительна, фуражиры ловили главным образом мелких и средних черепах, т. е. неполовозрелых особей и самок. Кроме того, самки попадались чаще и потому, что они спускались к песчаным низменностям побережья для откладки яиц, а крупные самцы постоянно держались на вышележащих склонах гор, с более влажным климатом и пышной растительностью. Любопытно, что когда за черепахами стали охотиться не пираты, а коллекционеры зоопарков, то они, наоборот, привозили почти одних самцов. В погоне за наиболее эффектными громадными особями собиратели не жалели сил и времени на их доставку за несколько километров до судна, а эти самые крупные экземпляры всегда оказывались самцами. Чарлз Дарвин, посетивший Галапагосские острова в 1835 г. во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль», необычайно живо описал свои впечатления о черепахах. Выдержки из его классических наблюдений доставят истинное удовольствие и современному читателю. «Эти животные встречаются, очевидно, на всех островах архипелага и уж, наверное, на большей части из них. Они предпочитают высокие сырые места, но живут также и в низменных и безводных районах. Черепахи, живущие на тех островах, где нет пресной воды, или в низменных и безводных местах на других островах, питаются главным образом сочным кактусом. Те же, что водятся в нагорных и влажных районах, едят листья различных деревьев, кислые и терпкие ягоды гуаявита, а также зеленоватый волокнистый лишайник, пряди которого свисают с ветвей деревьев.

Черепахи очень любят воду, пьют ее понемногу и охотно, лежа в иле. Источники есть только на более крупных островах, да и те всегда расположены в глубине острова, на значительной высоте. Поэтому черепахи, обитающие в низменных районах, вынуждены для утоления жажды совершать длинные путешествия. Благодаря этому образовались широкие утоптанные тропинки, расходящиеся по всем направлениям от родников к берегу моря, и испанцы, следуя по ним, открывали источники пресной воды. Когда я высадился на острове Чатам, я не мог себе представить, что за животное проходит так методически по определенным тропинкам. Занятное зрелище представляли эти огромные создания у источников, куда они приходили в большом количестве: одни, вытянув шеи, нетерпеливо спешили вперед, другие, вдоволь напившись, возвращались обратно. Когда черепаха подходит к источнику, она, не обращая внимания на зрителей, погружает голову в воду по самые глаза и жадно пьет большими глотками, делая около десяти глотков в минуту.

Местные жители считают этих животных совершенно глухими; они действительно не слышат шагов человека, идущего вслед за ними. Мне постоянно доставляло удовольствие обгонять какое-нибудь из этих огромных чудовищ, спокойно шествующее по дороге: в тот момент, когда я проходил мимо, оно втягивало голову и ноги и, испуская низкий свистящий звук, тяжело падало точно сраженное насмерть. Нередко я взбирался к ним на спину, и после

того как несколько раз ударял по задней: части щита, они поднимались и ползли прочь, но мне уже было трудно сохранять равновесие.

Мясо этого животного широко употребляется в пищу и в свежем, и в засоленном виде, а из жира его получают замечательно прозрачное масло. Когда черепаха поймана, человек надрезает у нее кожу около, хвоста, чтобы посмотреть, достаточно ли толст слой жира под ее спинным щитом. Если жира мало, животное отпускают, и, говорят, оно вскоре оправляется после такой необыкновенной операции».

Во времена Чарлза Дарвина истребление черепах шло с максимальной интенсивностью, но впоследствии интерес к ним заметно упал. Запасы черепах сильно поредели, с появлением паровых двигателей китобойный промысел резко пошел на убыль из-за сокращения популяций китов, поубавилось и число пиратов. А затем были изобретены консервы, появились рефрижераторы на кораблях, и нужда в черепашьем провианте вовсе отпала.

Но на этом не кончились беды галапагосских черепах. Эквадорские поселенцы завезли на острова собак, кошек, свиней, коз и лошадей. Часть из них одичала и расселилась по склонам гор. Собаки, кошки и свиньи занялись поеданием черепашьих яиц и молоди, а козы, коровы и лошади, уничтожая растительность, лишали взрослых черепах доступного корма. И наконец, последней печальной страницей истории явился промысел черепашьего масла, которым занялись поселенцы. Они отлавливают главным образом крупных самцов, из которых можно вытопить особенно много ценного жира. Масло затем идет на продажу в Гуаякиль по 9 долларов за 100 фунтов.

На каждом из островов обитает особый подвид слоновой черепахи. Всего описано 10 подвидов, часть из которых, очевидно, уже полностью истреблена. Наиболее благополучно обстоит дело с популяцией на острове Санта-Крус, где еще сохранилось около тысячи голов Testudo elephantopus nigrita. Немало черепах осталось еще и на острове Р1сабела, где обитает номинальный подвид (Т. е. elephantopns).

Период яйцекладки у слоновых черепах длится с ноября по апрель. Самки совершают дальние миграции в прибрежные районы в поисках подходящих мест для откладки яиц. Выкопав задними ногами кувшинообразную яму глубиной около 40 см, черепаха откладывает туда от 2 до 22 белых, почти шаровидных яиц. Каждое из них имеет диаметр 5—6 см и весит около 110 г. Примерно через 6—7 месяцев из яиц выходят молодые особи весом до 70 г.

Слоновых черепах вывозят во многие зоопарки мира, где они живут по сто и более лет. Неприхотливые животные нуждаются лишь в солнце, тепле и обилии зеленого корма. Особенно же любят они помидоры. Привыкнув к этому лакомству, они спешат к любому красному предмету, надеясь обнаружить любимое кушанье.

В связи с угрожающим положением для черепах в их родных местах очень важно добиться постоянного размножения их в неволе. Такие работы успешно ведутся в зоопарке г. Сан-Диего, где уже выведено около двадцати молодых черепашек.



Похожие страницы